Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Алтайской Горной думе—100 лет

12.01.2018

100 лет назад, 1-6 июля 1917 года, в г. Бийске состоялся съезд представителей инородческих волостей Бийского и Кузнецкого уездов. По сути, это был Первый курултай коренных народов Алтая.

Участники съезда обратились к Временному правительству России с просьбой о предоставлении алтайцам права на на национальное самоопределение и выделение горной части Алтая в самостоятельную административную единицу. Съезд постановил учредить центральный орган самоуправления—Алтайскую Горную думу.
Председателем Горной думы был избран Г. И. Гуркин. В ее состав вошли С. С. Борисов, К. Егуеков, Д. М. Тобоков, кандидатами в члены избраны А. Н. Козлов, В. К. Манеев, Н. Я. Никифоров, С. Такачаков, И. М. Тобоков. Почетным членом Думы стал Г. Н. Потанин.
По свидетельствам очевидцев, «настроение участников съезда мало назвать воодушевленным—они казались одухотворенными строительством новой жизни. Это не выработка проектов и форм предстоящего самоуправления, нет, это работа напоминала что-то дивно прекрасное: …здесь каждая мелочь, деталь с любовью прилаживалась к целому, украшалась самым благородным назначением. В общем, настроение съезда внушает веру в будущее этого народа, потому что чувствуется, что у него есть искреннее стремление к свету, свободе, счастью».
«Съезд—сообщала 19 июля 1917 года газета «Сибирская жизнь»,—был созван на основе представительства волостей, но участие в его работе принимали не только выборные—были на нем несколько алтайцев-священников, были и люди, не связанные с инородцами происхождением, но близко к ним стоящие, знакомые с их бытом».
Заседание съезда открыл председатель Бийского исполкома меньшевик М. К. Зятьков. В президиуме сидели Г. И. Гуркин—председатель, его заместитель И. К. Соколов, алтайские баи Манджи Кульджин, Патпонак Борбуев, Д. М. Тобоков, Сайму Такачаков, Карман Егуеков и представители от кузнецких шорцев Е. И. Каныштаров и М. К. Зятьков.
Президиум восседал под развернутым красным знаменем, в центре которого размещался голубой треугольник—Алтай, под ним зеленая полоска—река Катунь. Над голубым треугольником—Восходящее солнце и слова: «1ер Суу Хан-Алтай» («Земля. Вода. Хан Алтай»).
«Газета «Алтайский луч» впоследствии писала: «Иер-су хан Алтай»—боевой лозунг, выкинутый на знамени и печати Горной думы, толкуется двояко: для русских—это как будто ничего не значащаяся фраза «Земля, вода величественного Алтая», а для алтайца—это уже призыв к национальному обособлению: «Земля, вода хану Алтая»—писал профессор В. А. Демидов в своей работе об особенностях национального движения в Горном Алтае («От Каракорума к автономии». Новосибирск, 1996 г.). Мне кажется, это очень знаковый пример: неправильный перевод приводит к неправильному толкованию. «Земля. Вода. Хан Алтай»—для коренных народов Алтая основные, стержневые понятия, и сейчас алтайцы в своих молитвах и благопожеланиях обращаются к ним, прося благополучия и процветания для своего народа.
Вот так произошло впоследствии и со многими благими намерениями участников съезда, в разные времена в угоду политическим настроениям они по-разному толковались, а люди, принимавшие участие в национальном движении, были обвинены в национализме, сепаратизме, контрреволюционных действиях, объявлялись врагами народа, сидели в тюрьмах, подвергались репрессиям, были расстреляны. Яркий пример этому—судьба председателя Горной думы, выдающегося художника и общественного деятеля Алтая Г. И. Чорос-Гуркина.

Из неопубликованного
У истоков автономии стояла Горная дума
Февральская революция подтолкнула художника и его единомышленников к активным действиям. Теперь нам предстоит выяснить значение Горной думы и Каракорумской управы в деле защиты интересов коренного и не только коренного народа, ведь движение поддержали и большинство русской части населения. Об этом говорит опрос, проведенный в декабре 1917 года по вопросу о выделении Горного Алтая из Бийского уезда. Тогда 71 тысяча человек высказалась «да», порядка 8 тысяч—«против». А в то время в горах Алтая проживало несколько десятков тысяч русских. Избрание Г. Н. Потанина почетным членом Думы является лучшим свидетельством того, что лозунг «Алтай для алтайцев» был выдуман в целях политической спекуляции силами, противостоящими Г. И. Гуркину и Горной думе.
Шаг Гуркина к Горной думе, которая взяла бы на себя все полномочия по защите народа—это шаг, продиктованный общественно-политическими реалиями того времени. Революция дала толчок к национальному пробуждению угнетенного царизмом народа.
На Томском народном собрании, состоявшемся 7 мая 1917 года, было решено от имени четырехмиллионного населения бывшей Томской губернии предоставить коренному народу Алтая «в силу их особой культуры, быта и уклада жизни, в силу совершенно особых географических, этнографических и почвенных условий тех местностей, которые они населяют, полную возможность самоопределения и создать свое самоуправление».
1 июля 1917 года был созван Томский съезд представителей инородческих волостей Горного Алтая. Съезд постановил обратиться в надлежащие инстанции с просьбой о признании самоопределения инородцев Алтая, о выделении их в самостоятельную земскую единицу, а пока, на переходное время до признания, временно организовать свой собственный исполнительный орган, назвав его Горной думой.
Решение национальной политики Временного правительства затягивалось, откладывая ее рассмотрение до созыва учредительного собрания.
Бийская земская управа отказалась пойти на выделение Горного Алтая. А целью Горной думы было образование образование из горной части Бийского и Кузнецкого уездов Горно-Алтайского уезда. После прихода большевиков к власти, Горная дума 22 ноября 1917 года вновь поставила перед Бийским уездным собранием вопрос о самоопределении инородцев. Но уездное земское 22 декабря вновь отклонило решение вопроса. не согласившись с этим, руководство Горной думы 12 февраля 1918 года выделило Горный Алтай из состава уезда. Законодательное оформление автономии проходило с 16 по 12 марта 1918 года в г. Улале на Учредительном съезде. Его участники решили создать самостоятельную республику в составе общероссийской федерации. А официальное оформление республики возлагалось на съезд, который должен был начаться 23 июня 1918 года в Кош-Агаче. До образования республики горная часть Алтая выделялась в Каракорум-Алтайский округ, в волостях которого избирались Советы крестьянских, солдатских и инородческих депутатов.
Но Бийский уездный Совдеп, игнорируя решение национального вопроса, отказался признать Каракорум—Алтайский совет и обвинил руководителей последнего в сепаратизме и контрреволюционности.
Отметим, что действия Бийского земства, а потом и Совдепа носили чисто прагматический характер, им было неважно, кто требовал самостоятельности—каракорумовцы или большевики, главное было—удержать территорию Горного Алтая под своим началом. К такому выводу приходишь, когда знакомишься с документами, свидетельствующими о борьбе председателя Горно-Алтайского уездного ревкома В. П. Плетнева с Бийским уездным руководством. несмотря на то, что в апреле 1920 года губернский центр пошел на образование Горно-Алтайского уезда, Бийский уезд не признавал этого решения и продолжал вмешиваться в хозяйственную и политическую жизнь Горно Алтая.
В конце весны 1918 года начался чехословацкий мятеж, к власти приходит Временное Сибирское правительство, а в ноябре—адмирал Колчак. Каракорумская управа за попытку проведения политики, направленной на утверждение прав инородцев Алтая, реорганизуется, а ее руководитель Г, И. Гуркин попадает в колчаковскую тюрьму.
Но уже к середине 1918 года Каракорум-Алтайская управа фактически становится оплотом белого движения. Приведем выдержку из рассказа прапорщика Залесского: «… От Гуркина Г. И. наши цели скрывались, но национальные моменты были использованы… После переворота и во время него национальные группы были в стороне, и их ожидания в самостоятельности были жестоко обмануты, так как власть осталась в руках пришлых офицеров».
Таким образом, за короткое время, когда Гуркин возглавлял движение за национальное самоопределение своего народа, было сделано немало. Программа Горной думы содержала такие пункты, как открытие национальных школ, обучение на родном языке, выпуск учебников на алтайском языке, создание специальных школ, где должны были готовить будущих специалистов сельского хозяйства, народного образования, техников и, наконец, подготовка специалистов с высшим образованием. Стоял вопрос об открытии детских садиков, театра, о подготовке музыкантов.
Во время всеобщей разрухи руководители Горной думы всемерно пытались помочь хозяйствам скотоводов и охотников. Так, на средства, собранные у населения в степных районах губернии, было закуплено 54 тысячи пудов зерна, 50 пудов пороха и 70 пудов дроби. И все это было отправлено в дальние урочища для малоимущих. У семьи Гуляевых выкуплена богатая библиотека, коллекция минералов и этнографических материалов, тем сделан шаг к созданию музея. Каракорумская управа в первые месяцы своего существования также продолжала демократические преобразования Горной думы.
Даже такой противник Каракорума, как В. И. Плетнев, будучи председателем Горно-Алтайского ревкома, признавал: « Мы имеем неоспоримый факт, что даже такой уродливый, с узко-националистическими тенденциями, административной единице, как Каракорумская управа, и то удалось сделать кое-какие улучшения в Горном Алтае, например: увеличилось число школ почти вдвое, открыты два высших начальных училища и одна гимназия. Проведены учительские курсы, собрана богатая библиотека по всем отраслям знания, приобретен музей, имеющий большую ценность для развития краеведения и духовной культуры, начаты работы по переводу литературы на алтайский язык. Произведены экскурсии по Алтаю с ботанико-геологическими заданиями. Разработаны проекты: ремонта школ, больниц и других зданий, идет заготовка леса, изыскан новый вариант Чуйского тракта, произведена статистика населения и земельной площади, подготовлены материалы по улучшению сельского хозяйства…».
Как видим, за такой короткий период сделано очень много.
Но, самое главное—повысилось национальное самочувствие коренного населения, укрепилась вера в то, что и у алтайцев есть будущее.
Менее чем через два года общественность области будет праздновать семидесятилетие со дня предоставления автономии алтайцам.
Так не будем забывать, что у истоков автономии стояла Горная дума во главе с Григорием Ивановичем Гуркиным. Можно с полной уверенностью сказать, если бы не было Горной думы, национального движения, возглавляемого его деятелями в семнадцатом году, то в двадцать втором не стоял бы вопрос об автономии для ойротов,

Владимир Кыдыев.
1990 г.

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина