Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Календари – драгоценное наследие

26.01.2018

Ленинградские ученые, известные исследователи культуры народов Алтая А. Г. Данилин и Л. Э. Каруновская в 1927-1929 годах собирали этнографический материал у алтайцев и телеутов в Шебалинском, Усть-Канском и Онгудайском аймаках тогда Ойротской автономной области.
Во время этой экспедиции этнографы впервые увидели загадочный «календарь», по которому летоисчисление велось по именам животных.
Мы сегодня публикуем статью П. Э. Каруновской, которая была напечатана в сборнике «Доклады Академии наук СССР» в 1929 году.

Двенадцатилетний животный цикл неоднократно привлекал внимание ученых как зарубежных, так и русских.
…Так опубликование древне-турецких названий двенадцатилетнего животного цикла орхонских надписей дало возможность финляндскому ученому И. Миккола объяснить загадочные, неславянские выражения в списке первых бол¬гарских князей в так называемом Именнике, но ни одному из исследователей не попадал в руки тот предмет («календарь»), по которому велось счисление по циклу. Это обстоятельство и заставляет меня поспешить с опубликованием найденного на Алтае: деревянного «календаря» алтайцев и нарисованного на листе бумаги подоб¬ного же календаря у телеут.
Указание о применении двенадцатилетнего животного цикла алтайцами и телеутами имеется у Катанова.
В 1927 г., во время этнографической работы в селении Челукой, по р. Бочаты, Кузнецкого района, населенном телеутами, мне представился случай скопировать «календарь»—јbu, принадлежащий телеуту Серапиону Шадееву (после¬дователю нового религиозного учения на Алтае — бурханизма). Календарь этот нарисован черным карандашей на листе белой бумаги. Перешел он к Серапиону от старика телеута (ныне покойного), который будто бы рисовал его по памяти.
«Календарь» представляет собою круг, по периферии которого стоймя расположено 12 фигур. Счет по циклу начинается с фигуры мыши кужу’1 (по словарю В. В. Радлова ‘крыса’), которая при пользовании «календарем» должна находиться справа вверху. За мышью, по движению часо¬вой стрелки, следует изображение коровы уг, затем тигра парс, зайца noјou, дракона (?) улы, змеи уылан, лошади am, плеяды (?) мачт, барана коча (кой), курицы пдтгк, собаки ит и кабана чочко.
(телеутский календарь)
Внутри круга, в правом верхнем углу, против изображения кабана и мыши, нарисовано солнце кун. Левее и выше солнца, против фигуры собаки, изображена звезда кунщ чолмоны. В левом нижнем углу круга, против фигуры лошади и змеи, нарисована луна аг. Правее луны внизу, против змеи и улы — звезда Мдыц чолмоны.
Летом 1928 г. работавшему в алтайском селении Кыргыста, Шебалинского аймака, этнографу А. Г. Данилину удалось приобрести для Музея Антропологии и Этнографии Академии Наук СССР, в числе других ценных экспонатов по бурханизму, под¬линный в календарь» двенадцатилетнего живот¬ного цикла. Представляет он четырехугольную деревянную доску 23 см длины, 22 см ширины и 2 см толщины. В центре этой доски в углубленной до 3 мм в виде круга плоскости горельефом вырезана фигура бесконечного узла с элементами свастики (монг. ulјai utasun ‘святаа нить’). На расстоянии от 4 до 7 мм, эту плоскость охватывает круг до 3 мм ширины, углубленный также на 3 мм далее идет пояс от 12 до 18 мм, его охватывает еще один круг до 5 мм ширины и 3 мм глубины, за этим выре¬занным кругом на расстоянии 5-8 мм плоскости доски как бы вырезан круг от 2,5 до 3 см ширины и около 3 мм глубины, разделенный 12 полосками от 3 до 8 мм ширины (не срезанная плоскость доски) на 4 2 частей. Между каж¬дыми двумя полосками вырезана фигура «календаря».
В верхнем правом углу по¬мещена мышь чычкан, за нею, по движению часовой стрелки корова уй, тигр парс, заяц тулай (по словарю В. В. Радлова ‘длиннохвостый заяц’), змеевидная фигура на 4 ногах, на голове в виде гребия четыре пера (?) и на хвосте шесть перьев (?) улы, змея шойурок, лошадь aт, фигура человека, придерживающего дерево мачт, баран куча, курица така, собака ит, кабан какай. Подобный же календарь мы наблюдали в урочище Кеньга, Онгудайского аймака, у ярлыкчы Шунды Уялбасова. К обеим сторонам этого календаря на длинных веревках из конского волоса были привязаны две ленты јaйык, распространенный у бурханистов атрибут их новой религии.
Счисление ведется по 12 годовым кругам. Первый круг дает 13, второй 25, третий 37 и т. д. Когда алтайцам приходится устанавливать точный возраст того или иного лица, или точное количество лет, протекших после события происшед¬шего в год определенного животного, то от животного года рождения или события, по движению часовой стрелки, отсчитывается столько полных кругов, сколько их может уложиться в его возрасте или в периоде, происшедщем после события и затем в этом же направлении дальше отсчитывают до животного того года, в котором производится счисление. Так телеут Серанион, родившийся в «Год ло¬шади», определяя точно свой возраст летом 1927 г. (в Году зайца), отсчитал от года лошади два полных круга, получилось 25 и затем до Года зайца осталось пере¬числить Год барана, мачт, курицы, собаки, свиньи, мыши, коровы, тигра и на¬конец неполный Год зайца (1927) получилось 25-+-8 = 33 полных года и начало 34. Каждому, знающему количество своих лет, легко установить животное своего года рождения. Для этого от года, в котором производится счисление, нужно против движения часовой стрелки отсчитать столько полных кругов, сколько их в возрасте умещается и остаток лет продолжать откладывать назад. То животное, на котором закончится счет и будет животным года рождения.
Год начинается весной, когда все в цвету, с началом кукования кукушки.
С каждым годом двенадцатилетнего цикла связаны различные приметы, частью уже забытые алтайцами. Шесть лет считаются «тяжелыми» и шесть лет «легкими».

Легкие годы
1. Год мыши. Человек, родившийся в этом году, — счастливый; вою жизнь у него будет скот водиться в большом количестве.
2. Год тигра (приметы не помнят).
3. Год зайца. Этот год «мягкий, легкий» для людей.
4. Год дракона (приметы не помнят).
5. Год лошади » » »
6. Год барана » » »

Тяжелые годы
1. Год коровы. Зима тяжелая, весной пропадает скот, в особенности коровы, но иногда будто бы проходит благополучно.
2. Год змеи (приметы не помнят).
3. Год мачт. В этом году много народу умирает.
4. Год курицы (приметы не помнят).
5. Год собаки » » »
6. Год свиньи. Не особенно благополучный год для скота (пропадает) и неудачный для человека.
По мнению алтайцев, каждому человеку грозит опасность в виде болезни и даже смерти на 13, 25 и 37 году жизни, т. е. при окончании 1, 2 и 3 круга цикла. В упомянутые годы следует быть сугубо осторожным. Когда эти три срока минуют благополучно, человек может жить спокойно до самой смерти, ничего не опасаясь.
Ради своего благополучия каждый человек должен знать и помнить животное своего года рождения, так как его поведение по отношению к этому животному должно быть отличным от поведения ко всем прочим животным. Запрещается уби¬вать животное своего года рождения или точнее отнимать душу (малдыц тыны) такого животного. Поэтому, если в семье хозяину, который родился в Год барана, нужно заколоть барана или овцу, то хозяин предоставляет это сделать кому-либо из мужчин своей семьи или соседу и только когда животное уже не проявляет призна¬ков жизни, принимается отделять голову, делить его на части. Телеут Серапион, родившийся в 1892 г. (год лошади) говорил, что здесь, на земле, он не должен не только убивать лошадь, но даже понукать или трогать ее кнутом; при выпол¬нении этого ему самому жить легко будет на земле. Плохая, тяжелая жизнь ожи¬дает человека, родившегося в год собаки и не оберегающего ее от побоев и голода. Подобное оберегание животного определенной группой людей относится ко всем животным цикла. Только родившиеся в год мачт могут здесь на земле убивать всех животных, «греха им не будет, так как звезды их на небе».

 

О чем может поведать нам факт использования календаря одного типа на обширной территории Евразии народами разных языковых групп?
Во-первых, о необходимости синхронизации деятельности.
Благодаря календарю структурируется и обрядово-ритуальная жизнь.
Календарная система позволяет передавать всю совокупность народной культуры: мифы, сказки, знания, навыки и умения. А это уже передача опыта астрономических наблюдений, накопленного предками.
Каков возраст этого календаря? Сложно сказать точно. Историк И. В. Захарова полагает, что эта система вошла в употребление около начала нашей эры и дожила до XX в.

Календарь как строго регламентированная система общепринятого времяисчисления в малоизмененном виде бытует у алтайцев по сей день. Он дошел от предков, в числе которых были и древние тюрки, и монголоязычное население Центральной Азии. Об этом свидетельствуют памятники древнетюркской (орхоно-енисейской) письменности.
ГОД (јыл) — самая крупная единица измерения времени, состоит из двух больших сезонов: теплого — весенне-летнего и холодного — осенне-зимнего. Они включают времена года — весну (јас), лето (јай), осень (кюс) и зиму (кыш).
Год состоит из двенадцати лунных месяцев по 30 дней в каждом. Дополнительный, уравнивающий лунный и солнечный годы тринадцатый месяц, вероятно, стоял между зимними месяцами, поскольку именно на этот период приходится наибольшее количество вариантов наименований.
Названия месяцев у северных алтайцев отражают древний охотничье-земледельческий хозяйственно-культурный тип, а у южных — древний охотничье-собирательский. Наиболее архаичными считаются названия, которые содержат фенологическую (фенология — наука о сезонном развитии живой природы) характеристику месяца.
Начало нового года ассоциировалось с приходом весны и оживлением природы. Март алтай-кижи именовали теплым месяцем (тулаан ай), челканцы — месяцем перевала (ажиг ай), туба — бурундука (кӧрӱк ай). В народе известна поговорка: «В месяц тулаан человек, имеющий косы (женщина), не сидит дома, скот, имеющий копыта, не стоит в стойле, зверь, имеющий когти, не лежит в норе». Первая часть поговорки означала празднование прихода нового года, для чего люди сохраняли лучшие мясные и молочные припасы. Родственники и соседи ходили друг к другу в гости. В марте пробуждались от зимней спячки так называемые «семь слепых земли» (јеринин јети сокоры) — барсуки, кроты, медведи, тарбаганы, суслики, змеи и лягушки. Скот в это время выходил пастись на пригорки, освободившиеся из-под снега.
С этимологией слова «тулаан» составитель алтайско-русского словаря Н. А. Баскаков связывал значение «животное пятилетнего возраста» (корова или лошадь). Однако для выражения сущности первого теплого месяца после зимы более приемлемо монгольское слово дулаан (теплый). Кстати, один из зимних месяцев называется чагаан ай от монгольского слова цагаан (белый), и это неудивительно в контексте древних этно-культурных связей тюркских народов Сибири и Монголии.
Второй месяц весны алтай-кижи называли месяцем растения кандык (кандык ай), а также пестрым месяцем, или сомнительным (чоокыр ай), т.е. ни то, ни сё, ни теплый, ни холодный (эренис ай), у теленгитов это месяц удода (ёлдин ай), у чалканцев — бурундука или месяц пашни (тарыг ай), у туба — новый месяц (наус ай) или месяц пашни (тарыг ай). Все это сказано об апреле по григорианскому календарю. Алтайцы говорят, что 15 дней апреля относятся к весне и столько же — к лету, потому что в это время днем очень тепло, а по утрам и вечерам еще холодно.
Первый летний месяц для алтай-кижи — месяц кукушки (кӱӱк ай), для чалканцев месяц травы (оонок) или месяц пашни (тарыг ай), у туба — месяц кошения травы (јал щабар ай) или месяц кошения травы на пашне (кыра щабар ай).
Месяцем малой жары (кичӱ изӱ ай) является июнь для алтай-кижи, у туба и чалканцев — месяц сорной травы (от ай). Алтайцы говорят об июне: месяц, в котором «трава уколола глаза лошади» (когда скот досыта наедается на летних выпасах). Это время увеличения надоев и проведения молений Jажыл бӱр (зеленая листва). Теленгиты Улаганского района называют июнь месяцем большого ветра (ӱлӱрген ай), а алтай-кижи под этим названием подразумевают октябрь.
Июль у алтай-кижи называется месяцем большой жары (јаан изӱ ай), у улаганских теленгитов — месяцем малого ветра (кӱчӱрген ай), под которым у алтай-кижи известен ноябрь. У туба третий летний месяц называется пахучим (јиттыг ай), у чалканцев — великим или долгим (улуг ай).
Летний месяц самца косули (јайгы куран ай) — так называется август у алтай-кижи, у чалканцев — сенокоса (пичен щабар ай), а сентябрь у алтай-кижи — месяц косули (кӱски куран ай), у туба — месяц марала (сыгын ай), так как в этот период у них начинается гон. У чалканцев начало осени — месяц тропинки (орок ай), так как от постоянного хождения к пашням образуются узкие дорожки.
Октябрь у алтай-кижи — месяц большого ветра (орок ай), у туба — лыж (щана ай), у чалканцев — обжига колосьев (урьтун ай).
Ноябрь — месяц малого ветра или, согласно другой интерпретации, месяц вхождения силы мороза (кӱчӱрген ай). Туба прозвали его месяцем большого мороза (улу кырлащ или кырлач), чалканцы — месяцем старушек (куртынак ай), поскольку дни настолько короткие, что бабушки не успевают завязать свои пояса.
Декабрь алтай-кижи именуют зимним месяцем косули (кышкы куран ай), туба — малого мороза (кичӱ кырлач ай), чалканцы — большого мороза (улу кырлащ ай).
Январь у алтай-кижи — месяц жалящих морозов или белый месяц (чаган ай), у туба — обманчивый месяц (тӧгӧнӧк ай), у чалканцев – месяц малого мороза (кижу кырлащь ай).
Февраль у алтай-кижи — месяц горной овцы (кочкор ай), у туба и чалканцев — месяц ветра (чель или чиин ай, чель ай).
Анализ смыслового содержания названий месяцев у всех этнических групп алтайцев свидетельствует, что они в основном отражают явления природы, характерные для того или иного промежутка времени в конкретных природно-экологических условиях. В них зафиксированы фенологические наблюдения народа. Меньшее количество названий связано с хозяйственной деятельностью — охотой, собирательством, земледелием и скотоводством.
СЧЕТ ДНЕЙ алтайцы вели по фазам Луны, выделяя два основных периода — новой и старой Луны. Первый — (айдын јанызы) начинается днем нарождения Селены (Луны) и продолжается до полнолуния (айдын толуны). Первый день полной Луны называется «белое полнолуние» (айдын ак толуны), «желтое полнолуние» (айдын сары толуны) — второй день и красное полнолуние (айдын кызыл толуны) — третий день, после которого Луна начинает «стареть», то есть убывать. Период «старой Луны» (айдын эскизи) длится до тех пор, пока диск Луны станет невидимым. Это происходит при наступлении «третьей старой Луны», за которой следуют невидимые вторая и первая «старая Луна», после чего Луна «переворачивается». Дни (ночи) без Луны называются днями «середины Луны» («айдын аразы»).
Счет дней ведется согласно фазам Луны. Два первых дня после новолуния лунный диск остается невидим. Эти дни называют «первая новая Луна», «вторая новая Луна». Наконец, наступает день «третья новая Луна» — первая видимая фаза молодого месяца. Таким образом, один месяц состоит из пятнадцати дней «новой Луны», причем день «белого полнолуния» считается пятнадцатым, а день «желтого полнолуния» – вновь четырнадцатый день, только уже «старой Луны». Счет ведется до дня «первой старой Луны». Полагают, что Луну в дни двух первых и двух последних фаз могут видеть лишь собака и корова.
Дни новой Луны от третьего до пятнадцатого считаются благоприятными для проведения различных благоносных мероприятий, то есть, как говорят алтайцы, когда можно испрашивать благодать для важных начинаний (быйан сураар). В эти дни рекомендуется отправляться в дальний путь, посещать целебные источники, обращаться к лекарям, проводить свадьбы и праздники, важной составной частью которых являются религиозные церемонии.
В ОСНОВЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЯ алтайцев лежит двенадцатилетний календарный цикл. Годами этого цикла датированы (с переводом на используемое в царской России юлианское летосчисление) письма алтайских зайсанов (глав алтайских родов), адресованные в Коллегию иностранных дел, а также Российской военной администрации в Сибири. Официальное летосчисление было ориентировано на календарь Джунгарского ханства, данниками которого являлись предки алтайцев, начиная с 1630-х годов.
Для обозначения еще более ранних времен имеются термины, которые сложно сегодня соотнести с общепринятой европейской хронологией. Это два термина, означающие древность (дьебрен и солон). Один из наших информаторов, П. Э. Ойношев, называет дьебрен самым древним периодом, аргументируя сказанное поговоркой: «Кумранга — кумак, дьебренге — дьенес», что в переводе значит: «То, что было во времена кумран, стало песком, во времена дьебрен — мхом».
Алтайцы в своих родословных широко используют линейный счет лет, оперируя такой категорией, как время историческое. И сегодня они продолжают вести счет предков как по линии отца, так и по линии матери. Более подробно, как показывают опросы, свою генеалогию знают люди среднего и старшего возраста. Они могут назвать имена предков до седьмого колена. От второго до пятого могут насчитать люди среднего и молодого возраста. Знание своих корней до седьмого колена некогда было обязательным.
В исторической литературе есть сведения об использовании алтайцами календаря, широко распространенного в странах Центральной и Юго-Восточной Азии, именуемого календарем двенадцатилетнего животного цикла. Исследователи подразделяют народы, применявшие и применяющие его по сей день, на две группы — восточную и западную. В западную включаются в основном тюркоязычные, пользующиеся двенадцатилетним циклом, а в восточную — применяющие также шестидесятилетний цикл, используя двенадцатилетний календарь для счета часов, дней, месяцев и лет. Согласно такому подразделению алтайцы относятся к западной группе, так как сведений об использовании ими шестидесятилетнего цикла нет. У большинства тюркоязычных народов циклический 12-летний календарь называется словом йил, джиль, жил, чыл (год), у алтайцев — јыл.
Как и другие народы, использовавшие календарь 12-летнего животного цикла, алтайцы выделяли годы хорошие (благоприятные), неблагоприятные и средние для жизнедеятельности природы и человека. Однако характеристики одного и того же года у разных народов часто не совпадают. В этом, вероятно, заключается специфика, обусловленная различием природно-климатических зон и хозяйственно-культурных типов, определяющая календарь каждого конкретного народа.
Циклический календарь имел широкое применение в повседневной жизни алтайцев. По нему определяли возраст человека, его характер и ожидаемую судьбу. Как характеристики годов, определяемые по приметам, сопровождающим наступление нового года, так и характеристика родившегося в этот год ребенка непосредственно связывались с повадками того животного, под знаком которого проходил год. Считается, что особенность того или иного года отражается на нраве человека: родившийся в твердый, неблагоприятный год имеет сложный характер, мысли его будут черно-серые, родившийся в мягкий год — хороший, покладистый, он защищен от злых сил, то есть опоясан невидимыми силами добра (курчуулу) и с рождения полезен для своего народа.
Алтайский календарь включает Год мыши (Чычкан дьыл), коровы (Уй или Ийнек дьыл), барса (Бар дьыл), зайца (Койон дьыл), дракона (Улуу дьыл), змеи (Дьылан дьыл), лошади (Ат дьыл), овцы (Кой дьыл), созвездия Плеяд (Мечин дьыл), курицы (Такаа дьыл), собаки (Ийт дьыл), кабана (Какай дьыл).
Восприятие возраста человека у алтайцев основано на сравнении его возможностей с теми качествами, которые считаются присущими тем или иным предметам утвари или представителям животного мира. В десять лет человек подобен собаке, в двадцать — белке, в тридцать — волку, в сорок — становится смирным, спокойным, в пятьдесят — преисполнен достоинства, подобно памятнику, в шестьдесят — костылю, в семьдесят — рычагу, в восемьдесят — мешалке, в девяносто — ступе, в сто — яйцу.
Календарь и связанные с ним представления алтайцев до сих пор сохранили архаические, во многом мифологические основы. Сегодня традиционный календарь алтайцев сосуществует и используется параллельно с российским государственным григорианским календарем.

Светлана Тюхтенева,
доктор исторических наук

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина