Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

По лестнице к звездам

13.04.2018

Каждый, наверное, задумывается о смысле своей жизни и ищет его по-своему. Кто-то обращается к высшим силам, природе, другой — теряет его и не находит до конца своих дней.

Мне хочется рассказать о человеке, чье имя уже сейчас вписано в историю культуры и искусства на-шей республики — об Анне Чекчеевне Балиной, которая является зеркалом нашего театра. Она посвятила большую часть жизни театру, внесла посильный вклад в его строительство, сохранение. Ветеран с большим жизненным, творческим опытом, она идет тернистым путем как творческая личность, в то же время остается истинной женщиной.

Яркой, талантливой актрисе А. Ч. Балиной 15 ап-реля исполняется 80 лет. Жизнь Анны Чекчеевны бы-ла очень насыщенной. Cудьба уготовила ей немало испытаний. Только сильный характер позволил про-должить активную творческую деятельность.

Глубокое всестороннее знание жизни, талант, тео-ретическая подготовка дают ей право писать о своей судьбе и о театре. И вот в свет вышло издание «Путеводная звезда». Книга с таинственным названием на-писана простым, доходчивым языком. Она биографическая, начинается с повествования о детстве, родителях и своей малой родине, старте трудовой деятельности с должности заведующей сельским клубом.

Но основная тема — театр. Автор хочет обратить внимание читателей, особенно молодых актеров, на высокую благородную миссию театрального искусства.

Еще в детстве, в восемь лет, девочке было видение: большое солнце золотистыми лучами осветило всю землю, а между небом и землей 12-ступенчатая лестница, по которой она восходила к звездам.
И вот Анна поступает в ГИТИС, окончив его, возвращается на родину. Были разные предложения о работе в театрах в разных уголках страны, но Балина верила, что на малой родине появится театр.
Торжественное открытие храма Мельпомены состоялось в 1977 году. Впоследствии театру было присвоено имя П. В. Кучиякà. Он стал частью духовной культуры алтайского народа, огромно его социальное и идеологическое значение.

Кто, если не она, актриса, долгое время проработавшая художественным руководителем, должна была написать о своем театре, о тех ролях, которые подарила зрителю: Баланка, Танкабике, Дьяйбал, Толгонай и другие. Многие из них получили общественное признание, имеют социальную значимость. Òак судьба са-мой актрисы неразрывно связалась с историей Национального театра.
В спектакле «Байлыгым» Анна Чекчеевна как режиссер-постановщик решала более широкие задачи — использование богатства алтайского языка, традиций, обрядов. Зритель знакомится с богатством фольклора. В результате мы видим и понимаем, что ритуалы, обрядность порождают у людей потребность отличать некоторые события от будничной жизни, их устойчивость в духовной культуре народа.

Спектакль «Байлыгым» музыкальный, в нем звучат народные инструменты, напевы, поговорки, пословицы, есть элементы хореографии. Значимость и богатство алтайского языка открываются тому, кто любит и знает свой народ и свою родину.

Анна Чекчеевна не только талантливая актриса, прекрасная женщина, мать, бабушка, прабабушка, но и умелая рукодельница, швея. Она создала множество сценических костюмов к спектаклям. Национальная одежда алтайской женщины, сшитая ею, находится в фонде Национального музея.
Несмотря на свой возраст, скука ей неведома, она много читает, пишет сценарии. В драматической пьесе «Легенда», написанную на основе произведения Jepгeлeй Маскиной «Мӱркӱт уйазы», главная героиня — мать, которая жертвует собой ради спасения своего младенца. В результате ребенок, унесенный беркутом, остается живым, повзрослев, он продолжает род меркитов.
Простое, короткое, привычное слово «мать», а какая мудрая сила в нем! Н. Некрасов сказал: «Женщина — великое слово, в ней чистота девушки, самоотверженность подруги, в ней подвиг матери».

Как говорят, если человек талантлив, то талантлив во всем. Анна Чекчеевна пишет стихи, готовится к выпуску сборник ее произведений. Ею написаны истинно народным языком, показывают поэтическую душу народа. Природа в ее стихах живая, с неповторимой красотой, журчащими родниками. В стихотворении «Кару кабай» Анна Балина с большой любовью обращается к сакральному Алтаю, его святыням.
Ее стихи самобытны, оригинальны, колоритны. В них особое место отводится родным, близким: «Ajaм», «Кару тайнам», «Эне кӱӱни». В стихотворении «Эзем» с болью в сердце вспоминает о сыне.
Многое об А. Ч. Балиной мы еще не знаем. В полной мере не оценено ее дарование.

З. С. МУНДУСОВА,
заслуженный работник культуры РСФСР

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина