Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Пытливые умы—будущие ученые

20.04.2018

С 9 по 13 апреля в Москве проходили XXV Всероссийские юношеские чтения имени В. И. Вернадского (второй, очный тур). Торжественная церемония открытия проходила 10 апреля в Президиуме Российской Академии Наук (РАН).

Всероссийские юношеские чтения имени В. И. Вернадского (Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского с международным участием) входят в тройку крупнейших научно-практических конференций старшеклассников в России. Отличительная особенность Чтений — исследовательский характер рассматриваемых работ и их развивающая экспертиза специалистами из разных областей науки. Мероприятие является образовательной программой, направленной на развитие исследовательской деятельности школьников 8–11-х классов, «Тропой открытий В.И. Вернадского» для школьников 5-7 классов.

В 2018 году в рамках Чтений проходили региональные конференции в 37 субъектах Российской Федерации — от Калининграда до Владивостока. В Чтениях приняли участие более 1500 школьников, представители 75 субъектов Российской Федерации и 5 стран мира. В заочном туре было подано 1625 работ, до 1-го тура прошло 1395 работ, до второго, очного тура — 1026 работ.
В Республике Алтай седьмые вернадские чтения (8-11 классы) прошли на базе Горно-Алтайского государственного университета. В чтениях, прошедших в столице страны из Республики Алтай приняли участие 13 учащихся разных возрастов (6-11 классы) (БОУ РА «Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса», БОУ РА «Республиканский классический лицей», МБОУ «Кызыл-Озекская СОШ», МБОУ «Шашикманская СОШ», МБОУ «Усть-Коксинская СОШ». Талантливых учащихся сопровождали руководитель межрегионального общественного движения творческих педагогов (МОД) «Исследователь», кандидат филологических наук, заслуженный учитель РА, преподаватель гимназии Ульяна Текенова; заслуженный учитель школ РФ, преподаватель Усть-Коксинской общеобразовательной школы Надежда Сухотерина и руководители исследовательских работ из Шашикманской школы и республиканской гимназии – преподаватели Айжана Эпикова и Екатерина Шатина.

13 апреля в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества состоялось торжественное закрытие Всероссийских юношеских чтений. В этот же день прошли награждения участников по секциям. В том числе 4 ученика (5-7 классы) по направлениям: естественнонаучное и гуманитарное.

Лауреаты: Алтайское республиканское отделение МОД «Исследователь»
Воронкова Саша по теме «Сбор и систематизация документально-архивной информации и воспоминаний об участниках Великой Отечественной войны Кызыл-Озёкского сельского поселения»
Бельтрикова Айсулу и Олченова Айнура – «Воспитание девочек в алтайской семье»
Шикакова Аруна – «Сталинские репресии в судьбах людей (на примере одной семьи)»
Воронина Настя — «Сельские поселения Республики Алтай, обладающие наибольшим потенциалом по показателю людности для того, чтобы в будущем стать новым городом»
Призеры (дипломы I степени) – Иванов Рома, Епишев Амаду, Лопатина Злата (11 кл.), Кыйгасова Айдана (10 кл.), Горохова Настя (9 кл.), Текенов Амат, Штыкова Айсана (7 кл.), Сарлаев Карим (6 кл.).
Республиканское отделение МОД «Исследователь» входит в число 19-ти лучших региональных отделений и награждена памятным призом – книгой «Москва многонациональная».

***

Воронина Настя: «В детства я считала, что в каждом регионе есть только один город. В дальнейшем из предмета «Окружающий мир» я узнала, что их может быть больше и очень удивилась. Учительница английского языка классического лицея Марина Алексеевна Головина в 8 классе предложила мне тему «Сельские поселения Республики Алтай, обладающие наибольшим потенциалом по показателю людности для того, чтобы в будущем стать новым городом». Данное исследование носило характер прогнозирования. Было проанализировано много научных работ. Но демографы, социологи и другие каждый видел город по разному. Мы создали общее определение города, выявили несколько критериев для определения городского поселения, различающее его от села. Обратившись в законодательной орган республики, нашли статью, где было сказано, что в республике город должен иметь не менее 20 тысяч населения. Этим демографическим показателем мы ориентировались в дальнейшем исследовании, делали разные расчеты. В результате работы в ближайшие пять лет городом может стать Майма, с ежегодным приростом населения в 408 человек.

Кыйгасова Айдана: «В моей секции «Лингвистика. Язык в современном мире» на пленарную часть прошло 7 участников из 24. В том числе и я. Тема моей работы «Лексические соответствия в языке алтайцев и североамериканских индейцев (на примере языка лакота)». Отправной точкой ее послужила информация о том, что в 2012 году группой ученых Персинвальского университета выявлено идентичное родство между языками южных алтайцев и североамериканских индейцев.

Мы с руководительницей Мариной Алексеевной Головиной приступили к расследованию в области лингвистической археологии. Этой темой мы занимались почти два года. Много было консультаций экспертов при моем участии в различных конкурсах, которые проходили в городах Отрадное, Бийск, Горно-Алтайск. Также мы обращались к местным экспертам-ученым института Алтаистики, ГАГУ. Проанализировали более 500 языковых единиц языка лакота, пользовались интернет-ресурсами. Говорящих на лакота около 20 тысяч, прямых контактов у нас не было. Из алтайских источников мы пользовались тремя словарями, выпущенными в разные годы. В результате мы выдвинули гипотезу, что до сих пор в двух языках сохранились тождественные элементы. Из всех анализированных единиц нашли 27 соответствующих аналогов в алтайском языке. Это считается большим показателем».

Воронкова Александра: «Суть нашей исследовательской работы заключалась в том, чтобы собрать и систематизировать документально-архивную информацию и воспоминания об участниках Великой Отечественной войны Кызыл-Оз¸кского сельского поселения. Тема работы такая же. Мысль писать «Книгу Славы» появилась когда мы занимались разработкой «Книги Памяти» о тех земляках, которые не вернулись с войны. Мы задумались: как сохранить память о тех, кто пришел с войны и поднимал народное хозяйство, разрушенное войной. В школе был стенд ветеранов, вернувшихся с войны. Там было более десяти портретов, в прошлом году остался один. Так пришла идея создания «Книги Славы». Собирали материал по книгам издательства «¯ч-Сӱмер» «Книга Памяти» и «Они сражались за Родину». Там сведения были собраны уже в послевоенное время, были еще разрозренными. В следующем этапе изучали материалы по карточкам учета военкомата и сельского совета. Пользовались сайтами, в них фамилии, имена, названия сел были искажены. Разговаривали с родственниками солдатов. В результате этой большой работы, длившейся почти четыре года получилась книга в 50 страниц, где есть информация о 202 участниках войны. Вам я принесла сигнальный экземпляр книги.

Руководительницей была учительница русского языка и литературы, кандидат педагогических наук Светлана Николаевна Сафронова. Я очень благодарна за ее советы, за большую помощь».
Шикакова Аруна: «Я участвовала в «Тропе открытий» в рамках вернадских юношеских чтений. Под руководством учителей гимназии им. В. К. Плакаса Ульяны Николаевны Текеновой и Веры Лазаревны Марковой я около года занималась исследованием темы «Сталинские репрессии в судьбах людей (на примере одной семьи)». Пришлось ознакомиться со многими работами, в том числе «Книгой Памяти» и газетой «Красная Ойротия», которая вышла в 1938 году. Также в изучала интернет-сайт «Мемориал». Я писала о судьбе моего деда, который родился в лагере на Магадане. Мой дед Чамтыев Григорий Константинович живет в Кујурлу Усть-Коксинского района. Его маму, Кымалай, репрессировали как дочь врага народа. Также в работе рассказано о судьбе ее родителей. Расспрашивала родственников деда, его матери. Мамы в лагере оставляли своих детей дней на 10. Однажды мамы застали детей, заболевшими инфекционной болезнью, многие дети умерли. Моего деда одна женщина поила козьим молоком, так он остался жив. В моей секции участвовало 50 человек, 5 стали лауреатами.

Н. Бельчекова

 

ТОП

Положение Конкурса на Стипендию имени заслуженного журналиста Республики Алтай Галины Тюгай

УТВЕРЖДАЮ Приказом и.о. главного редактора АУ РА «Редакция газеты «Алтайдыҥ Чолмоны» от _____________     № Кудачина Э.В.   Положение Конкурса на Стипендию имени заслуженного журналиста Республики Алтай Галины ТЮГАЙ Объявлен Конкурс на Стипендию имени заслуженного журналиста Республики Алтай Галины Тюгай. Организатор: редакция республиканской газеты «Алтайдыҥ Чолмоны» (далее Редакция). К участию приглашаются обучающиеся 4-11 классов общеобразовательных школ Республики

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир