Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

3500 км по Горному Алтаю

06.07.2018

Всегда интерсно посмотреть на свою землю, где живем постоянно, и на себя глазами других людей.
Так уж сложилось, что мы, жители Республики Алтай, мало путешествуем по своему родному краю. Лето — пора сенокоса и других неотложных дел по подготовке к зиме, которая длится у нас около девяти месяцев. Зачастую с достопримечательностями республики мы знакомимся из сообщений СМИ или других источников.
Число туристов, побывавших в Горном Алтае за последний год превысило 2 миллиона человек. На социальных форумах сейчас выкладываются много сообщений путешественников, которые побывали в нашем регионе. Наряду с традиционнами «ахами» и «охами», сплошной галиматьей встречаются и публикации, интересные как для путешественников, так и для местных жителей, занимающихся туризмом. Одним из таких сообщений, по нашему мнению, был «Отчет о поездке на Горный Алтай осенью 2017 года», который в сокращении мы сегодня публикуем.

Доброго здоровья Вам, уважаемые читатели.
Хочу с самого начала предупредить, что в данном отчете не будет восторженных отзывов.
Не будет охов и вздохов о красотах Горного Алтая.
А будет простое изложение реальности о большой поездке продолжительностью 10 дней и длиной 3500 км из Новосибирска по дорогам Алтайского края и Горного Алтая.
Этот текст могут дальше не читать любители экстремально офф-роуда и любители помесить грязь. Тут этого не будет.
И этот отчет противопоказан к прочтению путешественникам, которые любят отдыхать на лоне природы или в автомобилях, с костерком и приготовлением пищи на газовой плите.
После лета стало понятно, что надо куда-то потратить еще 2 недели официального, оплачиваемого отпуска. Вариантов было немного или опять в теплые страны, на милую Туретчин или к предкам большинства Богов, или на северный берег Африки. Северный берег Черного моря и Азия не рассматривались. В любимых местах уже почти закончился сезон, а пускать мои сравнительно небольшие деньги на поддержку Крыма не хотелось.
Стали рассматривать какие-то другие варианты в географических границах СНГ или на поезде, а предпочтительней на автомобиле.

По разным причинам «отвалилась» поездка на автомобиле в южные страны бывшего СНГ, в основном по причине транзита через Казахстан. Начитавшись на разных форумах много всего разного про это направление, приняли решение провести отпуск поближе к родным местам.
В итоге стали выбирать между поездкой на Байкал и автомобильным круизом по просторам Горного Алтая. Причем не просто поездке, а длинной, с возможностью по максимуму посмотреть Горный Алтай. Проехать по всем его немногочисленным дорогам и посетить по возможности больше знаковых мест. Особенно тех, которые часто описываются на форумах в сотнях тем и отчетов.

Не буду подробно описывать доводы, которые приводились в поддержку поездки на Байкал, а также не буду углубляться, почему победил Горный Алтай.
Просто спутница сказала — так далеко на Байкал я не поеду… Алтай все же ближе…
Наивная, по мне так проще было доехать до Байкала по федеральной трассе, чем почти 3500 км крутиться по горам и вокруг них, по дорогам трех регионов РФ.

Кстати, одним из немаловажных факторов, повлиявших на принятие решения в пользу Горного Алтая, были форумы на ДРОМе. Это восторженные охи и вздохи по поводу красот тех мест.
Примерный маршрут рисовался таким: Новосибирск — Белокуриха — Солонешное — Усть-Кан — Усть-Кокса — Акташ — Ташанта — Кату-Ярык — Артыбаш и обратно через Кемеровскую область.
Ну, не люблю я ездить по одним и тем же дорогам два раза. Но это были только планы.
Также по плану было где-то забазироваться на 2-3-4 или более ночей, потом объезжать достопримечательности вокруг данного места или на своем авто или с экскурсиями.
Алтай ближе — надо проверить насколько…

Надо отметить, что с географией Горного Алтая мы были знакомы, часто бывали в Белокурихе, один раз даже доехали до Семинского перевала.
Но дальше в Чертоги ГоА не заезжали. Поэтому и спланировали эту поездку по максимуму.
Как по времени, так и по расстоянию, с возможно большей географией и желанием ознакомиться с большим количеством мест и достопримечательностей.
В самом начале планирования поездки не все было понятно с проживанием.
Поэтому изначально рассматривался даже вариант ночевок в автомобиле.
Первый список того, что берем с собой, был бесконечно длинный. По мере прояснения ситуации с жильем и местами проживания, список стал резко уменьшаться. Остались в основном одежда и продукты питания, которые почти на 85% все вернулись домой.

Поскольку известный ресурс «ГИСМЕТЕО», практически по всему Горному Алтаю, уверенно показывал около нулевой температуры, то ночевать в щитовых домиках с печным отоплением не очень-то хотелось.
Спутница категорически высказалась за душ и теплый WC, чем просто катастрофически сузила круг возможных мест проживания.
Как выяснилось, таких баз, отелей или гостевых домов в Горном Алтае практически нет. Точнее сказать, они есть, но они заканчиваются где-то сразу за Горно-Алтайском. Причем не просто заканчиваются, а их просто отрезает.
Поскольку география поездки планировалась более широкой, пришлось искать серьёзно и вдумчиво.
Так как мы небольшие поклонники бани, этот вариант тоже на какое-то время встал на паузу. В общем- то, хороший домик или пару комнат в гостевых домах найти можно, при этом стоимость будет от 1500 до 2000 рублей, но это опять же баня и удобства на улице.

Таких предложений было достаточно. Но я упорно продолжал искать вариант с каким-то количеством звезд…
Лучше конечно 5*, но под конец поисков уже был согласен на 3* или даже 2*.
Как ни странно, помог в этом вопросе по Усть-Коксе «Букинг», показал неплохой вариант — «Отель Аргут» на берегу реки, практически у слияния рек, рядом с подвесным мостом.
Спасибо собственнику, что выложил свой отель на этом гостиничном ресурсе. А то непонятно, как и где бы мы ночевали в тех краях. В Акташе и дальше на юг у меня ничего найти не получилось, остановился на варианте отель «Расул».
В Артыбаше, как ни странно, оказалось тоже не много вариантов комфортного размещения в это время года, решили попробовать пожить в эко-отеле «Урочище Актра». Наконец, определившись с проживанием (где-то оплатив задаток до 50%, где-то просто оставив бронь), перешли к комплектации других вопросов.

Основной упор был сделан на крупы и консервы. Консервы накупил, начиная от оливок до ветчины, от зеленого горошка до 4 видов тушенки, даже прихватил фрикаделек.
Как уже писалось выше, почти все это вернулось домой. Были использованы 4 банки тушенки, немного разной каши.
Не были забыты, чашки, ложки, кружки и, конечно, сковорода и кастрюля. Хорошо, что при упаковке машины я их удачно засунул в самый дальний угол, там они и протряслись все время поездки, не понадобились.
На всякий случай были взяты 12 бутылок воды «Святой источник», использовали всего 5 штук. Возможно, летом выпили бы больше, но погода стояла около нуля, поэтому сэкономили.
Не были забыты вино и водка, дорога есть дорога, а случаи всякие бывают.
Вот что забыл, так это сигареты, очень полезный «продукт» в дороге. Порой даже полезней водки.
Подготовка автомобиля свелась к плановому ТО, шприцеванию карданов и замене резины на зимнюю. Может показаться, что замена резины была избыточной мерой, соглашусь. Но рисковать не хотелось. А в некоторых моментах она здорово пригодилась.

Забегу вперед, но на Улаганском перевале без нее было просто не обойтись. И как бы я поехал на Кату-Ярык? Да никак, все бы сорвалось…
В итоге подготовились так, что багажник забит под завязку, плюс на заднем сиденье 4 больших сумки, и это все на двух человек, примерно на 10 дней и на 3000-3500 км пути.
Учитывая не совсем понятную ситуацию с дорогой, даже в момент выезда я окончательно не решил, как будем двигаться до Усть-Коксы, через Нефтебазу или загнем через Солонешное.
Из Новосибирска выехали в 4 утра. Так за неспешной беседой на тему «а как же нам лучше поехать, через Солонешное или другим маршрутом» доехали до Бийска, свернули на Белокуриху.
Моя спутница там ни разу не была, решили посмотреть, что же это такое, а после Белокурихи-2 уже принять окончательное решение.

Дозаправились на АЗС Газпромнефть на выезде из Бийска и 70 км до Белокурихи, по приличной дороге, пролетели незаметно.
Белокуриха понравилась уже на подъезде, может, на это повлиял свежий снежный покров, но место для отдыха и лечения неплохое. Много чего построили с моего последнего визита сюда, стало по интересней и лучше. Проехали её всю насквозь, хотели где-нибудь перекусить, но в столь ранний час все было еще закрыто.
Одно из обязательных мест к посещению в этом районе было проехать на Белокуриху-2. Спуск. Как всегда, это буря эмоций, остановились пару раз на смотровых площадках. Интересно, на горе идет снег, уже лежит приличный слой. Хоть и мокрый, а очень красиво.

А внизу прекрасная солнечная погода.
Спустились, решили, что после такого подъема и спуска самое время покушать. Незатейливый перекус из того, что взяли из дома. Приличная кружка кофе взбодрила меня, и в таком состоянии аффекта я решился, с подачи спутницы, все-таки ехать через Солонешное.
Ну, в общем, поехали через Солонешное…
Если дорога до деревни Солоновка довольно приличная, можно ехать в пределах 90 км/час. Но дальше она постепенно ухудшается. Да асфальт, но весь в выбоинах, средняя скорость движения стала неуклонно снижаться. В какой-то мере прекрасные виды невысоких, но заснеженных вершин компенсировали неудобства от дороги.
Можно очень долго и подробно описывать эту часть пути от Белокурихи до Солонешного, можно что-то критиковать и высказываться, но буду краток — мне не понравилось. Да, не понравилось. Не понравились закрытые крутые повороты, дорога без намеков на ограждение, выбитый асфальт…

После Солонешного асфальт кончился, и когда мы проехали мимо указателя, на котором были цифры в 174 км до Усть-Кана, мне подумалось, что дорога из планируемого отдыха начинает превращаться в испытание.
И пошли за окном истинно российские деревни с их нищетой, брошенными домами, где похороны жителей стали нормой. Только на этом отрезке пути от Солонешного до Усть-Кана было 4 похоронных процессий в 3 деревнях.

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина