Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

3500 км по Горному Алтаю

20.07.2018

(Продолжение. Начало в №26, 27 «Родника»)

Дорога в сторону Акташа по факту была той же, но по эмоциональному наполнению и содержанию — другой.
Туристический комплекс «Расул», как и весь Акташ, встретил нас полным отсутствием электроэнергии. Надо же такому было случиться, что именно в эти дни энергетики затеяли какой-то глобальный ремонт сети.

Чтобы не терять время, решил проехать в сторону Улагана, так сказать, в разведку… Только начали подниматься от Акташа в горы, пошел снег, как хорошо было на Марсах и в Чуйской долине и как сыровато тут. Уперлись в Красные ворота, восхитились, осмотрели, небольшая фотосессия под снегом.

Вернулись в туристический комплекс «Расул», к этому времени появился свет, заработало отопление и вернулась вода.
Меня ждал Кату-Ярык, и с такой мыслью я уснул… Наутро быстрый завтрак, опять 2 термоса с собой и в дорогу.
Чем выше, тем больше снега. За Красными воротами уже устойчивый снежный покров, даже на шипах машину подтаскивает. Иногда хрустит стабилизация. Непривычно ехать, на дороге нет ограждений, где-то внизу река и огромные валуны. Как красиво. Мать, мать, какое озеро. Да это же «Чёйбёк-кёль» — с теленгитского: продолговатое озеро. Неофициально — Мертвое озеро…

Озеро Чейбеккель находится в Улаганском муниципальном районе Республики Алтай, в долине реки Чибитки, рядом с дорогой Акташ — Улаган, слева от дороги в нескольких километрах после Красных ворот. Озеро длинное и относительно узкое, растянуто вдоль дороги километра на два с половиной. Чейбеккель — пресное озеро, имеет завальное происхождение, питается за счет осадков, подземных и талых вод и реки Чибитки, которая впадает в него, и из него же вытекает. Из-за большой высоты озеро замерзает рано, а оттаивает поздно, лед на нем бывает даже в начале лета.
Чуть дальше в сторону Улаганского перевела несколько красивых озер и опаньки знакомое лицо. Четко узнаваемый профиль — владелец базы отдыха «Застава» («У Валентина»). Случайная встреча на дороге и мгновенно узнанный человек, очень похож на свои фотографии на просторах интернета, во многих отчетах.

Продолжаем подъем на перевал, встречных машин нет, только спустился КАМАЗ на цепях. На перевале и за перевалом сильный гололед, никто не может заехать. Автомобиль Татра T815 6х6 WD в кювете, народ пытается что-то сделать, но получается еще хуже. Многие легковые машины стоят, ждут солнца и когда немного подтает. За перевалом работают дорожные рабочие, раскидывают песок, если песка не хватает, пойдет и земля с обочины. Все лучше, чем ничего или голый лед…

Улаганский перевал одолели, очень красивое место, если бы знал, то дальше бы не поехал. Но люди любознательны, а форумы и их читатели не информативны, а авторы постов не пишут достоверную информацию.
Подозреваю, что это делается специально. Думаю, что мысли примерно такие: «Я попал, а теперь пускай «залипнут» и они, следующие за мной по этому пути».

Ведь если почитать отчеты, от «Вау, как красив Горный Алтай, как прекрасны Красные ворота, Мертвое озеро — сказка, долина Чулышмана — венец творения, кто не проехал по Кату-Ярыку — тот не мужчина». И так далее и в таком духе.
А что же никто не пишет, что даже на Митсубиси-Паджеро мозги вылетают на гребенке, что все 200 км вы просто глотали пыль, потому что, если включить кондей, у Вас начинает греться мотор автомобиля. Что местами на дороге до Кату-Ярыка гораздо страшней, чем этот самый Кату-Ярык. Что никто не напишет, что у большинства тех, кто рискнул спуститься в долину уже нет сил вернуться и они зависают в этих щитовых домиках в долине Чулышмана. Что по долине идет резкий пронизывающий до костей холодный ветер. На глаз до 18-20 метров в секунду. А наверху солнце, тепло и благодать.

Так что-то меня опять унесло куда-то немного вперед. Итак проехали Улаганский перевал, спустились, проехали практически на подъезде к поселку Улаган снеговую границу, жизнь стала налаживаться.
И двинули дальше.

И как сказала опять спутница, практически слово в слово повторив вчерашнее свое высказывание: «Ты хотел поехать и вот мы едем, ты хотел проехать по Кату-Ярыку, мы его проедем». И немного подумав, добавила: «Твоя машина, тебе же её и ремонтировать». И вздохнула. Вздохнул и я, посмотрев на пробег, до Кату-Ярыка осталось всего или еще 45 км. Или 1,5 часа пути.

Доехали, отдышался. Перекусили. Поехали смотреть. Посмотрели, прокатились по долине, ничего нового, река, водопады, холодный ветер. Серая невыразительная, как мне показалось, долина реки, а если быть точным, узкое ущелье.
Поднялись наверх перевала. Не понравилось. Столько усилий и совершенно никаких положительных эмоций. Да перевал, да необычный, да для кого-то может быть и сложный, но я бы там легко прошел на ВАЗ-2108 и тем более на ВАЗ-2107.
До Улагана добирались почти 3 часа. Съехали к реке у старого деревянного моста в самом поселке. Красивое место, сделал несколько фотографий, посмотрел в сторону дерева и прямо на берегу реки увидел помойку. Какие же Вы, люди, чушки. Так гадить могут только враги. Не на своей земле и тем более не в гостях. Так, небольшое отступление.
Остановились на Улаганском перевала, там еще было много снега, не ошибусь, если не менее 20 см, очень красиво. Для себя уточнил, что стою на отметке почти 2100 метров. Еще раз остановились у Красных ворот, действительно интересное место. Зато в Акташе сухо и солнце. Вот такие гримасы осенней погоды на ГоА.

Да чуть не забыл, про «Духа Гор». К сожалению, это не попало на видеорегистратор, регистратор новый и у меня плохо получалось с ним обращаться. Получалось как-то через раз. Это был именно тот случай, когда не получилось. Потому обратная дорога от Кату-Ярыка не попала на видео.

Смотрю что-то темное большое перемещается справа по склону небольшой горы, к дороге, ко мне наперерез, притом очень быстро. Бац, что-то черное разделилось… спутница кричит, смотри, что это он… Все происходило с её стороны, и она лучше видела.

Пригляделся, маленькая лошадка быстро «летела» по склону, в сторону дороги. Видимо, решив, что на лошади не успеет меня перехватить, с нее спрыгнул всадник, и намного быстрей, чем на лошади, почти кубарем, понесся вниз. Выскочил перед машиной на дорогу, буквально за 10 метров до капота.

Местный пацан внешне, возраст определить трудно, как потом сказала спутница: «Около 13-14, а может и меньше». Стоит пред машиной и машет руками. Останавливаюсь, подбегает к моей двери и показывает припасённую ранее записку с просьбой дать закурить.

Сам то ли не может разговаривать от быстрого бега на перехват нас, то ли очень сильно заикается. Поскольку мы не курим, то сигарет у нас нет, и я забыл прикупить хотя бы блок в дорогу.
Зато есть много консервированных продуктов. Спрашиваю, нужны ли продукты, кивает и улыбается. Отдаю консервы: гречку с мясом, фрикадельки, зеленый горошек, картошку «Ролтон», паштет, хлеб и прочее. Кивает, улыбается и убегает назад в гору, лошади почему-то не видно.

Причем убегает в гору с примерно той же скоростью, что и бежал вниз.
Мне, может, показалось, но по времени эта встреча заняла не больше 1,5 минут с момента остановки до того, как паренек или кто уж он там был, побежал назад в гору… Сажусь в машину, смотрю на спутницу, она улыбается. Спрашивает: — Кто это был? Жму плечами…

— Наверно, это был Дух Гор, — произносит спутница, — и твой презент был им принят с благодарностью… Смотрим друг на друга, улыбаемся и едем дальше.
И так вернулись в свой небольшой номер в «Расуле» и поняли, что сильно устали. Все-таки расстояния в ГоА и состояния его дорог, прилично выматывают. После ужина легли спать около 20:00, подъем был назначен на 6:00, вещи уже почти все упакованы в автомобиле. На завтра у нас был переезд в Артыбаш. Все, засыпаю…

Казалось бы, что такого сложного проехать 650 км, ведь впереди был практически один асфальт хорошего качества. Но Яндекс упорно показывал от Акташа до Артыбаша 13,5 часов хода, чем усиленно меня нервировал.
Дозаправка на АЗС «Расул» и вперед в сторону Горно-Алтайска. На улице около минус 5-6*С, солнечно, прекрасная погода. И как я уже убедился, если хочешь ехать по ГоА быстро, то можешь на это не рассчитывать.
Не знаю, учитывает ли Яндекс-навигатор наличие на дороге животных, но мне показалось, что да, учитывает. Животные, свободно бродящие по дорогам, все время мешались, в той или иной мере практически всегда. Но такое их огромное количество на утренней дороге в такое холодное время года, просто бесило.

Дорога показалась приятной, хоть и немного долгой. Проходит через населенные пункты, везде ограничения и минимум по 2 камеры на деревню. Останавливались 4 раза, на фотосессии и перекусы. Местами было солнечно, местами налетали снеговые заряды, перед Горно-Алтайском пошёл сильный, но короткий дождь. Как в сказке про времена года.
Медленно, с экскурсионно-познавательной целью, проехали по столице ГоА, постояли в пробке и двинулись на Артыбаш. На выезде из Горно-Алтайска еще раз позвонили в эко-отель «Урочище Актра». Предупредили, что мы живы и здоровы и едем к ним. Администратор эко-отеля «Урочище Актра» сразу предупредила, что нам ехать еще как минимум 3 часа.

ТОП

Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года

Олег Хорохордин. Алтай Республиканыҥ бажында — бир јыл

       Олег Хорохордин Алтай Республиканы туй ла бир јылдыҥ туркунына башкарып јат. Бу кыска ӧйгӧ тергееде ондор тоолу школдор, балдардыҥ садиктери, фельдшерско-акушерский пункттар, јолдор ло кӱрлер чыныкталып тудулган. Башчы келер ӧйгӧ оноҥ до кӧп иштер темдектеп алган.

«Эҥ баштапкы болуп Гуркин артар…»

«Jаҥы jурукчылар чыгар, оны (кеендик-санатты) европей кемине кӧдӱрер, jе бу jолдо эҥ баштапкы болуп Г. И. Гуркин артар…»—деп, 1907 jылда Григорий Ивановичтиҥ Томск калада ӧткӧн таҥынаҥ баштапкы кӧрӱзи керегинде  Петербургтыҥ критиги М. Далькевич бичиген. Оноҥ бери  чактаҥ ажыра ӧй ӧтти.