Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Актяновцы проиграли суд

12.10.2018

Активисты религиозного движения «Ак-Тян» не смогли привлечь к ответственности ГТРК и ФСБ.

Онгудайский суд завершил рассмотрение иска группы активистов религиозного движения «Ак Тян» во главе с Мергеном Теркиным к ГТРК «Горный Алтай», ГТРК «Бурятия», «Первому каналу», Галине Шкоровой и региональному управлению ФСБ о защите чести и достоинства, а также об опровержении не соответствующей действительности информации. Судья Евгений Иркитов отказал истцам в удовлетворении их требований.

Как сообщают «Новости Горного Алтая», «Актяновцы» обратились в суд в июне. Их возмутили сюжеты, вышедшие в эфире алтайского и бурятского телевидения, в которых движение «Ак тян» было названо деструктивной сектой. По мнению заявителей, эти сюжеты были изготовлены и вышли в эфир по указанию Федеральной службы безопасности и были направлены на создание у зрителей негативного образа адептов учения.

Решением судьи Иркитова истцы, недовольны и в свойственной им эмоциональной манере сейчас обвиняют власти в геноциде алтайского народа, а также в поддержке «не родного для алтайцев» буддизма.
Напомним, учение «Ак тян» (белая вера) возникло и организационно оформилось в конце 90-х годов. Одно время материалы последователей учения распространялись от имени «Каракольской инициативной группы». Приверженцы этой языческой по сути веры компактно проживают преимущественно в Онгудайском районе Республики Алтай. Их численность, по данным разных экспертов, составляет от 200−300 до 2−3 тыс. человек. Сейчас сторонники движения появились в Бурятии.

Как отмечают исследователи, радикализм этой группы нарастал постепенно и в итоге привел к проблемам с законом. Около десятка материалов, вышедших в газете «Амаду Алтай», признаны экстремистскими, а несколько адептов привлечены к уголовной ответственности за религиозный экстремизм – они разрушали буддийские и христианские святыни, а также публиковали статьи, направленные на возбуждение межрелигиозной ненависти. С течением времени актяновцы перешли от открытых протестных действий к разным формам инфраполитики – замаскированным, расплывчатым, скрытым действиям.

«От признаваемого общественного движения, характерного для «национально-культурного возрождения» и политического климата 1990-х годов, каракольский Ак-тян эволюционирует в сторону движения маргинального, сектантского типа. Взаимная материальная и психологическая поддержка, тесные горизонтальные связи, внутренний институт ритуально-магических специалистов, корпус «сакральных знаний» и практик ритуального освоения ландшафта, общения с духами, а также программа самиздата – вот основные элементы движения», — пишет Дмитрий Доронин в статье «Божественный самиздат» на Алтае как «оружие слабых»? — так заканчивается заметка на «Новостях Горного Алтая».

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина