Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Кто они – алтайские урянхайцы?

26.10.2018

Научная работа «Алтайские урянхайцы. Историко-этнографическое исследование. Конец XIX – начало XX века» была выполнена в Центре азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской Академии Наук монгольским ученым Ичинхорлоогийн Лхагвасурэном в 2009 году.
Думаем, нашим читателям будет интересно это исследование. Ведь в работах русских ученых и путешественников прошлого и позапрошлого веков алтайцев нередко называли «урянхайцами».

(Публикуется в сокращенном виде)
Алтайские урянхайцы – одна из народностей в составе Монголии, проживающая в западной части страны. Они расселены по Монгольскому Алтаю от верховьев р. Кобдо до верховьев р. Булган и занимают территорию Дуут, Мунх-хайрхан сомонов Кобдосского аймака и Буянт, Бугат, Булган, Сагсай, Алтанцогц, частично Дэлуун, Толбо сомонов Баян-Улгийского аймака. К югу от них живут другие монгольские народности-захчины, торгуты, мянгаты и олёты, к северо-востоку – дурбэты, байты и халхасцы, на западе и на северо-западе – тюркоязычные казахи, алтайцы и тувинцы.
По переписи 2000 г. алтайских урянхайцев насчитывалось 25,5 тыс. человек, однако вероятно в их число включены и хубсугульские урянхайцы, почти не изученные этнографами до настоящего времени, известно, что в их состав вошла часть родов тувинцев-тоджинцев.

Алтайские урянхайцы по причине своей малочисленности и отдаленности районов проживания никогда не были объектом основательного исследования со стороны ученых-этнографов, антропологов. Поэтому сведения о них в научной литературе, российской и монгольской, весьма фрагментарны, а в европейской отсутствуют практически вообще. Данная работа в значительной степени восполнит существующий пробел – в этом заключается её актуальность.
Алтайские урянхайцы, как и все остальные народности Западной Монголии, говорят на ойратском диалекте монгольского языка. Как отмечают исследователи, ойратский диалект, основу которого образует дурбэтский говор, значительно отличается от современного халхасского диалекта, образующего основу современного монгольского литературного языка, на котором говорит большинство (более 90 %) населения Монголии.

Алтайские урянхайцы принимали непосредственное участие во многих важных исторических событиях жизни монголов в течение долгого времени. Сведения об урянхайцах имеются в монгольском историко-литературном источнике «Сокровенное сказание». О них упоминается в легенде об «Эргэнэ-куне», приведенной Рашид-ад-Дином в его «Сборнике летописей».

Возникший, по мнению историков, в Х в. известный монгольский род боржигин, к которому принадлежал сам Чингисхан – основатель централизованного государства монголов в XIII в., имел родственные связи с урянхайскими родами. Ряд его прославленных военачальников, таких как багатуры Чжелме, Субеетай, Удачи и др. были выходцами из урянхайских родов.

Урянхайский тумэн, предводителем которого был Удачи, по праву наследования нес охранную службу в местности «Их хориг», где находилось коллективное захоронение предков рода Чингис-хана-Алтан ураг. Их называли дархадами (защищенными).

В период существования Юаньской династии (1260-1368) часть урянхайцев (по некоторым данным, их было около 30 ООО человек) оказалась расселенной вдоль Великой Китайской стены. Эти урянхайцы известны по историческим источникам как «урянхайцы трех караулов» – гуреан харуульт урянхайчууд.

К концу XIV в. урянхайцы на некоторое время сошли с исторической арены. При Батмунх Даян-хане (1466-1517) Монголия была разделена на 10 тумэнов, из них 4 составляли ойраты, а остальные 6 тумэнов – восточные монголы. Их делили на 3 левых и 3 правых тумэна, в числе трех левых тумэнов находился урянхайский тумэн.
Батмунх Даян-хан сам был связан с урянхайцами родственными узами. Однако к концу его правления, по его приказу, урянхайцы были лишены права иметь собственный тумэн и он был разделен на более мелкие части. После этих событий урянхайцы окончательно потеряли былое могущество.

С конца XVII в. большая часть урянхайцев стали активными участниками так называемого «союза четырех ойратов», который затем стал основой Джунгарского ханства (1635-1758).
В громких военно-политических событиях в Джунгарском ханстве при Галдан бошиггу-хане (1636-1697) урянхайцы принимали самое активное участие. С этого времени постоянным местом расселения основной части урянхайцев стал Алтай, по этой причине их стали называть «алтайскими урянхайцами». О них тогда говорили так: «на всех тринадцати склонах Большого Алтая живут урянхайцы, они живут там неподвижно, как обо на горе, и как каменное изваяние в степи».

В сентябре 1745 г. умер Галданцэрэн-хан, и в Джунгарском ханстве началась борьба за власть, которая значительно ослабила его позицию перед правящей Китаем династией Цин. Урянхайцы принимали активное участие в борьбе против Цинов (1755-1758) под руководством Амарсаны и Чингунжава.

После падения Джунгарского ханства, на всех монголов был распространен свод законов, который обязывал монгольских правителей служить со всеми их людскими и материальными ресурсами Цинской династии, а та в свою очередь, гарантировала монгольским правителям сохранение их прав и привилегий.
По некоторым данным, так называемые «семь хошунов алтайских урянхайцев» были созданы в 1756-1757 годах. Административное управление алтайскими урянхайцами было устроено следующим образом: главной административной единицей стали хошуны, которые делились на несколько сумонов, а сумоны – на несколько арбанов.
Родо-племенные группы алтайских урянхайцев оказались разделенными между вновь созданными хошунами и сумонами.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. их этническая память сохранила фонд родовых названий. Принадлежность к тому или иному роду – яс или элкэн у них оставалась важной составной частью реальной жизни, особенно в духовной сфере. В местах наших полевых работ (Баян-Улгийском и Кобдосском аймаках) зафиксировано свыше сорока пяти названий родов. Эти материалы свидетельствуют о сохранении у них кровнородственных отношений и связи между отдельными родами. Каждый отдельно взятый род и его подразделение лимитировались признаком экзогамности и, как правило, хранили память о своих генеалогических предках.

Первыми об алтайских урянхайцах написали известные русские исследователи-путешественники А. М. Позднеев, Г. Н. Потанин, Г. Е. Грумм-Гржимайло, М. В. Певцов. С середины XIX в. они периодически посещали хошуны алтайских урянхайцев, что позволило им лично наблюдать образ их жизни, традиции и обычаи. В своих путевых заметках они оставили ценные, хотя фрагментарные свидетельства о маршрутах кочевок, быте, материальной и духовной культуре алтайских урянхайцев. В частности в их работах можно найти сведения о том, что алтайские урянхайцы в то время, когда их хошуны посещали эти путешественники, летом кочевали между реками Чингил и Булгун, а осенью приближались к Алтаю, что во главе хошунов алтайских урянхайцев стояли амбань-нойоны. В их трудах есть сведения о ламаизме и шаманизме, и связанных с ними представлениях и культовых обрядах. Есть данные о свадебных, похоронных и других обрядах, о национальных видах спорта, фольклоре и др. Незначительное место в их работе отводилось материальной культуре: жилищу, различным видам пиши, в частности, молочной пище и чаю, способам их приготовления, описанию мужской и женской одежды, головных уборов и т.д.

Начиная с 60-х гг. XX в. к изучению истории и традиционной культуры кочевых племен Западной Монголии, в том числе алтайских урянхайцев, подключились монгольские научные организации: Институт истории АН Монголии, Институт языкознания и литературы АН Монголии и т.д. Сотрудники этих научных организации занимались сбором и изучением материалов, касающихся хозяйства, быта и традиционной культуры алтайских урянхайцев. Ими собраны материалы об образе жизни, о религиозных верованиях, нравах, обычаях, о погребальных и родильных обрядах, а также о письменности, народном творчестве, ремеслах и т.д.

Несмотря на большую работу, проделанную в эти годы по сбору сведений по истории и традиционной культуре алтайских урянхайцев, следует признать, что до сего времени эти материалы все еще недостаточно изучены и научно осмыслены. Первая работа монгольского автора, посвященная традиционной культуре алтайских урянхайцев, появилась в 1960 г. Эта была небольшая статья монгольского этнографа С. Бадамхатана, опубликованная на русском языке под названием «О свадебных обрядах алтайских урянхайцев». В 1992 г. была издана книга монгольского этнографа Х. Нямбуу «Введение в этнографию Монголии», где есть раздел «Ойраты», в состав которых были включены и алтайские урянхайцы. В 1996 г. появилась коллективная монография на монгольском языке «Этнография Монголии», где есть глава «Алтайские урянхайцы». В 2000 г. монгольский историк Ц. Гантулга издал исторический очерк «Алтайские урянхайцы». Этим чрезвычайно малым числом работ по существу и ограничивается литература, в той или иной степени отражающая жизнь алтайских урянхайцев в конце XIX в.- в начале XX в…

В работе помимо исторических хроник «Сокровенного сказания» и «Сборника летописей» Рашид-ад-Дина, также использованы монгольские исторические сочинения ХVII-ХVIII в.в. такие как «Илтгэл шашшр» (Исторические записки), «Саган сэцэн Эрднийн товч» (Драгоценное зерцало Саган сэцэна), «Галдан туслагч Эрднийн эрхи» (Драгоценные четки Галдан туслагча), «Зуун гарын бодлогын бичиг, жинхэнэ зохиоп» (Документы о политике Джунгаров), «Дурбэн ойрадын туух»(История союза четырех ойратов)

В силу исторических причин с середины XVII в. алтайские урянхайцы оказались в соседстве с тувинцами, киргизами, алтайцами и другими народами, что не могло не оказать влияния на их культуру. Исследователи отмечают существование особой историко-культурной и хозяйственной области Саяно-Алтайского нагорья, связанной с так называемыми лесными народами, упоминаемыми под таким названием в письменных источниках ХIV в. Эти народы характеризовались общностью форм хозяйства, а также значительным сходством культуры и быта, несмотря на различие этнического происхождения и языка. Хозяйственная деятельность алтайских урянхайцев отличалась теми же особенностями, которые были свойственны этим народам. Их хозяйство было сугубо натуральным и имело комплексный характер, сочетая скотоводство, земледелие, охоту и собирательство, что делало его довольно жизнеспособным и устойчивым.

Собирательство для монголов, и в том числе для алтайских урянхайцев, имело в прошлом весьма существенное значение и было довольно разнообразно в видовом отношении. Объектами собирательства алтайских урянхайцев являлись употребляемые в пищу дикорастущие плоды, ягоды, орехи, семена злаков и других трав, корни и корнеплоды, стебли, молодые побеги, листья, почки, цветы, мягкая сердцевина деревьев и пр.

Охота – одна из наиболее древних видов деятельности алтайских урянхайцев. Охота носила регулярный, сезонный характер, ее организация отличалась большой гибкостью и разнообразием форм. Продукты охоты (мясо крупных копытных зверей, добываемых с ранней весны до поздней осени) значительно поддерживали повседневное питание в зимнее время. Шкуры крупных рогатых зверей хорошо обрабатывались и шли на приготовление одежды, обуви, ремней и некоторых предметов домашнего обихода. Мех служил также предметом натурального обмена, им часто уплачивали дань-алба и различные натуральные поборы. В конце XIX и в начале XX века кремнёвое ружьё с сошкша-цахкур буу было одним из основных орудий охоты на диких зверей, а лук и стрелы на охоте уже не использовались. Однако самострелы сохранились. Применение самострелов было в некотором смысле опасным и для самих охотников. Когда охотник решал ставить где-то самострел, он обязан был предупреждать других охотников об этом. В монгольских законах предусмотрены весьма суровые меры наказания, если охотник не предупредил других охотников о своем самостреле.

(Продолжение следует)

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина