Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Достойный сын своего народа

22.03.2019

17 марта Тюхтеневу Степану Сузановичу, депутату Горно-Алтайского областного Совета народных депутатов 12-ти созывов, «Заслуженному деятелю Республики Алтай», «Заслуженному работнику культуры РСФСР», первому  председателю Избирательной комиссии Республики Алтай, кандидату юридических наук, профессору кафедры Горно-Алтайского государственного университета исполняется 90 лет со дня рождения. Решил написать о годах работы юбиляра в Кош-Агачском районе.

Наше знакомство со Степаном Сузановичем Тюхтеневым прозошло 44 года назад, летом 1975 года. В то время он, главный редактор газеты «Алтайдыҥ Чолмоны», приехал в командировку в Кош-Агачский район вовремя кормозаготовительной кампании вместе с сотрудниками редакции газеты.

По приезду в колхоз «Кызыл-Чолмон»  Степан Сузанович встретился с руководством хозяйства: председателем, секретарем парторганизации, рассказал им о целях и задачах командировки: посетить кормозаготовительные бригады и пообщаться с сенозаготовителями непосредственно на месте. Редактор долго беседовал с председателем правления нашего колхоза М.Б. Тахановым, они, оказывается, давние знакомые с начала 50-х годов прошлого века, когда Степан Сузанович работал в Кош-Агачском районе следователем, прокурором района. Гостям надо было проводника для показа дороги к кормозаготовителям. Михаил Болчокуулович и его заместитель были готовы сопроводить, вместе поездить, но  Степан Сузанович поблагодарил их, сказав, что не хочет отрывать руководителей  от хозяйственных дел, так как летний день год кормит, достаточно молодого проводника. Итак, председатель колхоза распорядился, чтобы я сопровождал группу журналистов, определил маршруты поездки. В то время я работал секретарем комсомольской организации колхоза «Кызыл-Чолмон».

В тот день мы побывали в четырех сенокосных бригадах, редактор газеты и его попутчики журналисты пообщались со всеми людьми, которые трудились на сенокосе, включая школьников – сгребальщиков, копновозов, повара и.т.д. Сами вместе с косарями косили, и отметили, что короткую густую кош-агачскую траву косить намного сложнее, нужна хорошая острая литовка, сила и сноровка косаря. В бригадах было сделано много снимков во время косьбы, сгребания, стогометания сена, беседовали с людьми, брали интервью и т.д. В одной из бригад гости пообедали вместе со всеми кормозаготовителями.  Поездка была удачной, общение было взаимно интересным как для журналистов, так и для сенозаготовителей. Мне, молодому человеку, было интересно наблюдать как Степан Сузанович и его попутчики общались с людьми, строили диалог, не только сами задавали вопросы, но и слушали их. Из совместной поездки, нескольких часов проведенных вместе,  мне  запомнилось его простота, прекрасное знание быта и условий жизни людей, населяющих Кош-Агачский район, скромное равное общение с людьми, его умение настроить собеседника на откровенное общение с ним. Увиденное и услышанное в той поездке я впитывал, запоминал, как говорится, «мотал на ус». Это было полезное знакомство и общение. В той поездке гости погостили у моей бабушки – таай-эне, попробовали алтайские национальные мясные и молочные продукты питания, включая араку. Напоследок он мне посоветовал сотрудничать с родной газетой, начать писать о жизни сельчан, срочные новости по возможности сообщать по телефону, заходить в редакцию. Итак, по совету Степана Сузановича, я стал сельским корреспондентом (селькором) на общественных началах. С тех пор по сей день продолжается мое сотрудничество не только с республиканской газетой «Алтайдыҥ Чолмоны», но и с другими газетами. С 1976 по 1979 годы я по приглашению главного редактора газеты ежегодно участвовал в работе областного слета рабочих и сельских корреспондентов. Эта встреча запомнилась мне надолго. И все это пригодилось в моей дальнейшей жизни и трудовой деятельности.

У меня остались хорошие впечатления от знакомства и общения со Степаном Сузановичем, я начал интересоваться и следить за деятельностью этого человека. В процессе своего трудового пути мне, молодому человеку и руководителю, приходилось трудиться вместе в одном районе с соратниками, коллегами и знакомыми Степана Сузановича в период его работы следователем, прокурором Кош-Агачском района, с опытными руководителями, прославленными председателями колхозов Кош-Агачского района. В их числе: М.Б. Таханов председатель колхоза «Кызыл-Чолмон» (начинал трудовую деятельность под его руководством), Берсимбаев М.И. — председатель колхоза им. Ленина, Масканов М.А. – председатель колхоза «Кызыл-Мааны», Кордоев П. Д. – председатель колхоза им. XXI съезда КПСС, Сейсекеновым Т.Т. совместно работали в Ордена Трудового Красного знамени колхозе имени 50-летия СССР.  Мне доводилось не только вместе с ними работать и решать социально-экономические, хозяйственные вопросы, но и  одновременно учиться у них, перенимать их опыт.

Мне удалось от каждого из них более подробно узнать о жизни и деятельности Степана Сузановича в Кош-Агачском районе, что он сделал для района и автономной области, за что его помнят и уважают до настоящего времени.

Позднее М.Б. Таханов рассказал мне: «С.С. Тюхтенев с 1953 по 1959 годы, после окончания Казанского государственного университета, работал следователем, прокурором Кош-Агачского района. По его личному обращению в Генеральную прокуратуру СССР, для прокуратуры района был выделен щитовой деревянный дом, который доставили и собрали в селе Кош-Агач. Это был очень смелый поступок и инициатива».

Из воспоминаний С.С. Тюхтенева (книга Школа мужества. г. Горно-Алтайск. 2011г.): «Прокуратура района размещалась в двух небольших комнатах бывшей церкви. Большую часть этого здания занимал сельхозотдел аймакисполкома (райисполкома). Помещение прокуратуры находилась в запущенном состоянии, оно не имело ни ограды, ни туалета, стояло среди саманных изб. Из транспортных средств прокуратура района имела только мотоцикл «ИЖ-49». Мы с прокурором работали в одной комнатке, а вторая комнатка служила рабочим местом секретаря прокуратуры и приемной, ежедневно работали до 24 часов ночи. Такие тогда были правила. Не было условий для плодотворной работы».

И что сделал молодой следователь прокуратуры? «За счет ночного времени изготовил 37 фотографий размерами 18 на 24 см. Это были фотоснимки убогого фона районной прокуратуры и улиц села Кош-Агач. Написал письмо на имя Генерального прокурора СССР Сафонова от своего имени, обрисовал плохие условия работы в райпрокуратуре, писал, что район пограничный, бывают иностранцы, леса нет, степь да камни, что помещение райпрокуратуры своим видом дискредитирует органы прокуратуры. В начале сентября 1953 года свое письмо отправил в Москву».  Дни шли, время проходило. Облпрокурор Попов Н.Ф. сделал серьезное замечание: «Почему через мою голову, минуя меня, написали письмо в Генпрокуратуру СССР. Поступила в облпрокуратуру телеграмма из Бийского Товарного двора о том, что на имя прокуратуры поступил какой-то дом,…Приезжайте, вывозите сами!». Прокурор района Н.Ф. Савченко выехал в г. Бийск.

Дня через три-четыре к вечеру в Кош-Агач прибыла колонна из 11 грузовых автомобилей «ЗИС-150» (по тому времени самые мощные автомашины), груженные деталями щитового дома, изготовленного в акционерном обществе Хельсинки (Финляндия). Остановились на пустыре между ДЭУ и погранветучастком. Там и было построено новое здание прокуратуры района. Груз был доставлен на автомашинах ЧВТ, которые обычно возят грузы в Монгольскую народную республику.

Буквально через пять-шесть дней подъезжает грузовая автомашина областной прокуратуры, на которой приехали 5 человек строителей со своими продуктами и инструментами. Строители оказались умелыми, работали от зари до темна, к началу ноября они дом построили. 15 ноября 1953 года состоялось новоселье. На одной половине нового дома разместили районную прокуратуру, а другую половину (три комнаты) определили под квартиру. Попов Н.Ф. распорядился так: «За проявленную смелость и находчивость в получении дома, одну половину отдать следователю Тюхтеневу С.С. под квартиру». Вот таким образом, благодаря смелости, находчивости, инициативы и при непосредственном участии Степана Сузановича было построено здание прокуратуры в приграничном Кош-Агаче, а прокуратура района получила хорошее служебное помещение. Дом цел и невредим, по сей день используется как квартира, стоит на том же самом месте по ул. Коммунальная, 55.

По воспоминаниям М.И. Берсимбаева, председателя  колхоза им. Ленина: « Степан Сузанович, за годы работы в районе, дважды избирался депутатом Кош-Агачского районного Совета депутатов трудящихся от Джазаторского сельского Совета, был постоянным уполномоченным представителем района по Джазаторско-аргутскому участку — самых отдаленных, труднодоступных сел и колхозов района. В то время на территории Джазаторского сельсовета было три колхоза: им. Кирова, им. Куйбышева и «Кызыл-Аргут». Он приезжал на общеколхозные, партийные собрания, на День пастуха. По приезду в населенные пункты, стоянки подолгу общался с людьми, отвечал на вопросы, рассказывал новости, разъяснял политику КПСС и Правительства СССР. В то время телевидения еще не было, радио было далеко неповсеместным.. Поездки занимали 7-10 дней и практически каждый день на лошади. В 1956 году при непосредственном участии, организационно-пропагандистской и разъяснительной работе, проведенной Степаном Сузановичем, была проведена и осуществлена большая работа по объединению трех колхозов, находящихся на территории Джазаторского сельского Совета. Это было делом не из легких. Уполномоченный района успешно справился с этой задачей. Три колхоза были объединены в один – колхоз им. Ленина.

По рассказам Степана Сузановича, в бытность депутатства и уполномоченного  представителя района много вопросов приходилось решать, но самым сложным был вопрос об укрупнении и объединении трех колхозов в один. Руководство, специалистов и актив первых двух хозяйств – колхозов им. Кирова и им. Куйбышева удалось убедить быстро. А третий колхоз «Кызыл-Аргут» никак не соглашался, уговорам не поддавался, особенно активно сопротивлялись группа колхозников во главе с братьями Марковыми. Пришлось проявлять дипломатию, терпение и гибкость в агитировании колхозников. С одной стороны они были правы, колхоз отдаленный, труднодоступный, а при централизации хозяйств ухудшится внимание, снабжение чабанов и колхозников. Наконец удалось убедить колхозников и найти общий язык. Таким образом, в 1956 году провели общее учредительное собрание колхозников Джазатора, Укока и Аргута. На базе трех хозяйств создали колхоз им. Ленина. Председателем колхоза избрали Ахметова А., секретарем парторганизации М.И. Берсимбаева, через два года последний стал председателем колхоза и 29 лет руководил этим хозяйством. Он стал и был действительным авторитетным хозяином, в одном лице был не только председателем, но и прокурором, милицией, судьей и т.д. Коммунисты, люди пожилого возраста до сих пор помнят выступление Мухамедхажи Искендировича на одной из отчетно-выборных партийных конференций района, где он сказал: «…Колхоз им. Ленина граничит с Китаем, Монголией, Казахстаном, СССР и Кош-Агачским районом». Ог имел моральное право так сказать. Действительно колхоз, руководимый им, населенные пункты Беляши (правильно Белажу) и Аргут жили в отрыве от района. Из-за отсутствия дорог практически были отрезаны от района и области. Правда, на территории колхоза правонарушений практически не было, помню только одну аварию».

Так вспоминает и рассказывает аксакал о своей молодости, о поездке в Аргут и Джазатор:  «В то время расстояние между Кош-Агачем-Беляши (Джазатор) и Аргутом, летом 150 и 200 км соответственно, одолевали в основном верхом на лошади. Зимой ездили в круговую через Джумалинскую заставу, путь становился еще на 30 км длиннее, другой дороги не было. Не всегда удавалось преодолеть это расстояние за один день, приходилось часто ночевать по пути в Рыбинске  — на стоянке. Утром дальше путь до Беляши и Аргута. Еще нужно вернуться в Кош-Агач. По пути останавливались на кратковременный отдых и перекус, кругом ни людей, ни стоянок, воют волки. Зимой ветер, снег, туман, а летом жара. Приходилось ездить и одному без попутчиков, иногда приходится производить выстрелы из ружья, чтобы перестали выть волки. В такой поездке единственная надежда на своего коня и на себя. Конь должен быть выносливым, сильным, чтобы выдерживать нагрузку, расстояния, умеющим ходить по горным тропам. Человек и конь должны доверять друг другу, быть надежными друзьями, без этого невозможно преодолеть этот сложнейший путь в горных условиях».

Не каждый человек осмелится зимой в 30-40 градусные морозы ехать на коне в далекий путь. Это под силу только физически сильному, волевому, подготовленному, уверенному в себе человеку, каким являлся в молодости Степан Сузанович. Он и в настоящее время, несмотря на свой возраст, крепкий.

Жизнь и трудовая деятельность С. С. Тюхтенева, его ровесников и соратников  целая эпоха, живой пример истории автономной области – Республики Алтай, они почти ровесники Горно-Алтайской автономной области, достойный пример для молодежи. Степан Сузанович, имеющий 65 лет трудового стажа,  видный государственный и общественный деятель, ученый, яркий представитель плеяды советских и партийных руководителей области, испытавших тяготы и лишения военного времени, голод и холод, закаленные в труде, воспитанные ленинской партией и комсомолом. Он многое сделал для становления и развития автономной области, республики, повышения ее государственно-правового статуса, газеты «Алтайдыҥ Чолмоны», Избирательной комиссии Республики Алтай.

Вклад С. С. Тюхтенева в решение вопроса о повышении статуса области высоко оценил Председатель Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, заслуженный юрист РСФСР Д. И. Табаев: «Тюхтенев С. С. является одним из инициаторов и активным участником повышения государственно-правового статуса в нашей территории. Его статьи «Где наши «губернские» права?» Или о статусе автономной области» (июль 1989 г.) и «Единственный шанс» (октябрь 1990 г.) можно назвать историческими, т.к. они были посвящены судьбоносному вопросу Горного Алтая, его государственности. Смелые и аргументированные статьи Тюхтенева С. С. способствовали формированию общественного мнения, позиций депутатов в пользу вывода Горно-Алтайской автономной области из состава Алтайского края и возращению ей «губернских», т.е. областных прав, которые были утрачены в период её нахождения в составе Алтайского края.

Молодежи, нынешним и будущим руководителям республики есть у кого учиться, брать пример, на кого ориентироваться и сверять свои действия. Это – Кыдрашев, Киселев, Карамаев,  Лазебный, Знаменский, Тюхтенев, Табаев, Чаптынов, Петров.

Он достойный сын своего народа, своей республики.

Мне посчастливилось  общаться с таким мудрецом, прекрасным человеком и работать на благо развития родной Республики Алтай.

Крепкого здоровья и долголетия Вам, Степан Сузанович! С юбилеем Вас!

Депутат Республики Алтай Н. Малчинов

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина