Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Оазисы в выжженной степи

26.07.2019

Представитель Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай Татьяна ГИГЕЛЬ приняла участие в работе выездного заседания комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации, на котором рассматривались вопросы эффективности оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Калмыкии. Сегодня  сенатор делится своими впечатлениями об увиденном в Приютненском районе республики.

— Мне, представителю Республики Алтай, в которой более 70 процентов населения проживает в сельской местности, было очень интересно поучаствовать в этом выездном заседании. Ведь  Республика Калмыкия, как и наш регион, относится к числу аграрных территорий страны с рискованным земледелием. В Калмыкии сельхозтоваропроизводители, как и у нас в республике, по традиции уделяют большое внимание  козоводству, овцеводству, ведется выращивание крупного рогатого скота на мясо, есть у них и верблюдоводство.

Хотелось понять, как  республике удается находиться в числе лидеров в области мясного скотоводства, вносить свой вклад в обеспечение импортозамещения и продовольственной безопасности страны, а также  участвовать в проекте развития экспорта продукции АПК. И, ознакомившись с передовым опытом, передать свои наблюдения землякам, которые также ставят перед собой амбициозные задачи в области развития аграрного сектора, но пока еще для их решения не всё получается.

— Ваши первые впечатления от посещения нового региона?

— Из уроков географии помнилось, что летом в Калмыкии солнце способно выжигать все кругом  до  последней травинки, что там есть большие проблемы с обеспечением водой. Но когда реально увидела кругом выжженную степь и чистое синее небо с огромным палящим шаром над головой, и нигде нет ни облачка, то первая мысль была —  на этих землях просто невозможно вести никакое земледелие.

Находясь в поселке Первомайский Приютненского района, что в 70 километрах от столицы республики,  можно было подумать, что мы где-то в Ставрополье, Краснодарском крае, Воронеже,  наконец. На полях сплошной стеной стоит люцерна, а рядом пасутся стада сытого скота. При виде работающих без перерыва оросительных систем нетрудно было догадаться, откуда такое изобилие.

Кстати, оросительные системы очень простые. Такие видела у нас в Кош-Агачском районе.  И все они в рабочем состоянии. По словам хозяев, в непростое перестроечное время нашлись умные головы, которые не позволили разукомплектовать все это советское наследство. А сейчас  специалисты строго следят за их состоянием. И система продолжает служить людям.

Вновь созданное общее хозяйство состоит из мелких частных предпринимателей, которые посчитали нужным объединиться. Это порядка 150 человек, летом за счет  временных рабочих это число возрастает еще почти наполовину.

На орошаемых землях, как я уже отмечала выше,  высевают неприхотливую люцерну, которая позволяет частным предпринимателям полностью обеспечивать в этом знойном климате скот своими кормами.

— Но, Татьяна Анатольевна, орошение в безводной степи, содержание оросительной системы, энергозатраты на полив – это же стоит колоссальных денег. Может, проще и дешевле купить корма, чем заниматься таким трудоемким и дорогостоящим процессом?

— Действительно, себестоимость кормов высока. Ведь воду приходится добывать из каналов через стоящие фильтры,  электроэнергия там, как и у нас, тоже стоит немалых денег, несовершенная техника имеет свойство ломаться. И, конечно, может показаться, что проще от всей этой работы отказаться и покупать  корма в соседних регионах. Но сельхозтоваропроизводители думают иначе, ставя во главу государственную задачу – продовольственной безопасности страны. Да и  выгода просматривается прямая — от вопросов занятости до налоговых отчислений.

— Получается, в том же Кош-Агачском районе мы тоже можем полностью обеспечивать скот своими  кормами?

— Именно там, в калмыцкой степи, пришел на память разговор с бывшим министром сельского хозяйства Александром Кулагиным. Как он с невероятным упорством доказывал нам, депутатам, что денег на мелиорацию в нашем безводном Кош-Агачском районе жалеть не следует. Надо постараться построить полноценную мелиоративную систему, которая, по его словам, способна полностью обеспечить скот собственными кормами. И в общей сложности это будет выгодным делом.

— Выходит, если бы мы в целости сохранили «застойную» оросительную систему в районе, то сегодня тоже могли бы, как и жители Приютненского  района Калмыкии, не переживать за корма?

— Не будем, как унтер-офицерская вдова, сечь себя за то, что не смогли сохранить оросительную систему хотя бы потому, что занятие это утомительное, а главное — оно окажется бесплодным. Потерянного, увы, не вернешь. Сейчас куда важнее настроиться всем нам на то, чтобы понять: только восстановления системы будет недостаточно, должно быть еще и сообщество предпринимателей, которым по силам ее обслуживать и найти средства на ее создание, пусть даже на условиях софинансирования, если входить в соответствующую программу. Пример Калмыкии  показывает, что бесплодной земли не бывает.

— И какой вывод был сделан?

— Эта поездка в очередной раз убедила, как важно в нашей огромной стране, где совершенно разные условия для развития сельского хозяйства, учитывать при создании законодательной базы ментальность регионов, их климатические условия. То есть в отношении каждого региона должны быть регулирующие нормативные акты. И еще мы просто обязаны слушать профессиональное сообщество. Кто еще  более четко может представить все проблемы, чем  люди, которые живут на своей земле? К тому же, когда ты всё видишь своими глазами, складывается объективная картина происходящего, и приходит понимание, какой должны быть помощь от государства — как финансовая, так и законодательная — и, как правило, это очень объективное понимание.

И вот здесь стоит добавить, что Совет Федерации – это настоящая палата регионов. Наша поездка – тому живой пример, когда сенаторы всё увидели своими глазами и при принятии законопроектов у них уже будет совершенно другая мера ответственности. Очень взвешенная, исходящая из понимания, что законы должны решать проблемы наших сельчан конкретно на местах.

— Все материальные богатства создают люди. Что бы вы могли сказать о калмыцких тружениках?

— Само слово труженики говорит само за себя. Так что, как и везде, в Калмыкии мы увидели очень рачительных хозяев. Но есть и свои отличия.  Первомайским  сельхозтоваропроизводителям удалось решить одну из самых сложных на сегодня задач. Занявшись комплексной переработкой той же шерсти, они смогли найти покупателя на нее в далекой Сирии. Здесь перерабатывается и кожа.

Мы согласились с их предложением: у нас в стране должна появиться отдельная программа по переработке шерсти. Это позволит товаропроизводителям, которые занимаются овцеводством и козоводством, получать серьезные доходы за счет шерсти и пуха. А страна получит нужное сырье для производства собственных изделий.  Я знаю, что такую программу с нетерпением ждут и сельхозтоваропроизводители нашей республики, которые очень часто просто не знают, куда им сбыть это сырье. А если и продают, то по мизерным ценам.

— Мы знаем, что в конце 1943 года все калмыки, проживавшие на территории региона, были насильственно переселены в районы Сибири и Дальнего Востока. Калмыцкая АССР была упразднена, земли переданы  Ставропольскому краю…

— Да, трагические страницы  своей истории калмыки не забыли. Они очень хорошо помнят, что долгих 14 лет были разлучены с родной землей. И  возвращение на родину началось лишь с 1956 года.  Как народ относится ко всему этому? Этот деликатный вопрос мы не задавали. Но, судя по некоторым отрывочным фразам сельчан во время экскурсии по местному музею,  рассказу экскурсовода, народная мудрость взяла верх, и люди просто смирились с этим трагическим моментом.  А еще здесь свято хранят память о сибиряках, которые приютили их на чужбине, дали кров и всегда делились самым последним. Многие имена занесены даже в летопись села.

— Татьяна Анатольевна, в таких поездках всегда интересно узнавать быт людей. Что из увиденного вы бы отметили?

— Инфраструктура поселка самая что ни есть современнейшая. Здесь работает свой спортзал. Он огромен. И, что интересно, здесь многие годы сельчане верны традиции — встретив Новый год в семьях, собираться потом всем вместе в спортзале и… играть в волейбол! Кто-то болеет, а кто-то  играет.

В селе создан свой замечательный дендрарий. Там можно найти разные экзотические растения, редкие фруктовые деревья. Открыт свой буддийский храм. И, что еще поражает — идеальная чистота кругом. Все тротуары отделаны современной плиткой. Очень красивые и ухоженные дома, выделяются школа и детский садик. Кругом цветники. В дендрарии за всеми растениями и деревьями ухаживает учитель биологии, который уже на заслуженном отдыхе. Но одному человеку всё это осилить невозможно. И здесь тоже выход был найден. Субботники организуются постоянно, чтобы поддерживать село в идеальном состоянии. И такой подход имеет двойной эффект: способствует бережному отношению к созданному своими руками, а также воспитывает любовь к родному краю.

— Татьяна Анатольевна, а вам не удалось побывать в Калмыцком университете, о котором можно услышать много хороших отзывов?

— Да, мы там побывали и ушли, честно скажу, воодушевленные.  В этом высшем учебном заведении республики сегодня учатся представители 43 государств мира — это и африканцы, и монголы, и китайцы. К тому же сюда отправляют учиться своих студентов из 34 регионов страны. Университет в числе немногих получил почетное звание опорный. Статус опорного вуза подразумевает содействие «социально-экономическому развитию субъекта федерации», то есть подготовку кадров для региональных предприятий, чтобы талантливые абитуриенты не уезжали в Москву и Санкт-Петербург.

По словам ректора, по многим специальностям им удалось решить прежние проблемы. Представители аграрных профессий, инженеры, пищевики находят себя дома. Хотя, конечно, вопросы с распределением остаются.         Кстати, полученный  высокий статус позволяет получать дополнительное финансирование. Стимулом для хорошего обучения в университете стала представляемая деканатом возможность получить удобное жилье – отдельную квартиру минимум на полгода для проживания, либо одному, либо с семьей. Студенты очень стремятся сюда попасть.

Здесь все понимают, что сегодня рывок вперед в любой сфере без науки не сделать.

Особо я бы хотела отметить, что в университете есть свой производственный комплекс, где студенты могут получить профессиональные навыки. Студенты-ветеринары оперируют животных, проводят УЗИ, снимают  кардиограмму, назначают лечение. То есть при таком подходе можно говорить о подготовке квалифицированных специалистов, которым нет необходимости адаптироваться на работе после окончания вуза.

Надеюсь, что и Горно-Алтайский университет со временем получит высокий  статус опорного. Это надо в том числе для того, чтобы рассчитывать на дополнительное финансирование. И, соответственно, будет больше денег на занятия непосредственно фундаментальной наукой.

— Что дают сенаторам такие поездки?

—  Пожалуй, главная ценность таких встреч в том, что они позволяют прочувствовать глубину мудрости алтайской пословицы «Человек человеком богат». Приходит понимание, что в нашей огромной стране, где в мире и согласии  живут разные народы, очень важно изучать полученный положительный опыт и переносить на свой субъект. Кстати, в нашей благодатной республике в последние годы серьезные изменения претерпевает сельскохозяйственная отрасль, немало достижений отмечено в культуре, образовании, так что мы тоже можем смело принимать гостей.

 Записала Нина Васильева

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина