Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Свадебные обряды алтайцев в путевых записях В.В. Вербицкого

21.08.2020

Свадебные обряды у южных алтайцев очень замечательны и дышат местной поэзией. Молодой человек, задумавший жениться, к родителям избранной им девицы посылает сватов, несколько человек. По прибытии в юрты, один из сватов становится пред отцом невесты на колени и говорит следующую речь: «Я пришел, преклоняя колени пред порогом твоим; я пришел, кланяюсь вере твоей; я пришел и радуюсь твоему житью-бытью; я пришел головы просить! Пусть сватовство будет подобно щекам неразлучающимся; пусть будет, как железная кольчуга с воротником не разрывным, пусть будет родство между нами, подобно слоям бересты, пусть будет, как шелковый шов! Я пришел просить черен для ножа, у которого его нет. Назад тому девять колен война была; я пришел заключить мир; пришел, радуясь твоему житью-бытью, пришел, чтобы сватовство было между нами. Какой ответ дадите?».

Говоря таким образом, первый сват, не вставая с коленей, держит пред отцом трубку, набитую табаком, обратив ее к нему чубуком; другой сват в то же время держит зажженную древесную губку, чтобы тотчас же зажечь, когда отец протянет к трубке руку, чтобы взять и что сватовство непременно состоится. Иногда случается, что этот знак подают и не так скоро: отец ссылается на мать невесты, или что надобно посоветоваться с братьями. Когда все родные изъявят согласие, тогда приступают к условию о количестве калыма (плата за невесту деньгами и скотом). Отец невесты, обращаясь к первому свату, говорить: «глас мой глубок, и живот мой широк!». Сват соглашается на все беспрекословно, и трубка мира и согласия мгновенно задымится. В это время первый сват встает с коленей, а другие сваты, стоявшие доселе неподвижно, проворно подносят ташуры с кумысом и вином. Круговая чаша весело и скоро переходит из рук в руки. Попировав приличное время, сваты прощаются столь же высокопарными выражениями, как и в начале сватанья, и едут к жениху; передают ему условия о роде и количестве калыма. Без пирушки, разумеется, не обходится и у жениха.

Когда все будет готово, тогда назначают день, в который невеста должна будет переехать к жениху своему. Два молодых человека (дружки) верхами подъезжают к юрте невесты; у каждого из них в руках по небольшой березке, и к ним прикреплена занавеска. Под невесту подводится особая, оседланная лошадь. Эти дружки поедут по сторонам невесты, держа перед нею укрепленную к березкам занавес до самой новой юрты её жениха; во все это время она не должна видеть ни дороги, ни новой юрты, прежде чем в нее не войдет. Само собою разумеется, что ее будет сопровождать большой поезд.

Вот все готово к отъезду. Юрта невесты битком набита её родными, подругами, знакомыми, любопытными. Отец и мать напутствуют ее благословениями, и наставлениями, как жить в чужой семье и проч. Потом входят в юрту семь престарелых калмыков, нарочито приглашенных для совершения обряда «Алкыш сöс», благословения невесты, который состоит в следующем:

Невеста кланяется в землю перед домашним очагом, на котором в это время непременно должен гореть огонь, потом в ноги отцу и матери и говорит:

«Очи богатого Ульгэня да видят меня;

Солнце и луна! Вам голова моя;

Семь старцев, благословите меня!»

1-й стар. Каан Кудайдыҥ кӧзи тийзин!

Кары кижиниҥ алкыжы јетсин,

Улу Кудайдыҥ кӧзи тийзин!

Улу кижиниҥ алкыжы јетсин!

Алдынаҥ ай чалызын,

Кийнинеҥ кӱн чалызын!

Да коснутся тебя очи Господа Бога;

Да придет на тебя благословение старого человека;

Да коснутся тебя очи Великого Бога;

Да придет на тебя благословение великого человека;

Спереди тебе пусть месяц светит;

Сзади пусть солнце освещает!

2-й стар. Тӧҥ јерге айлыҥ тут.

Јаба болзо, јуртап јатсын,

Туткан айлыҥ јараш болзын,

Таш очогын бек болзын,

Одын чокту болзын!

На высоком месте поставь дом твой.

Плотно утвердится доможительстве твое.

Пусть житье твое будет красиво,

Каменный таган твой пусть будет крепок,

Огонь твой пусть будет неугасим!

3-стар. Конгон јериҥ кокту болзын,

Талкан-кӱлиҥ обоо болзын,

Тепкен јериҥ темирдий болзын,

Ордыҥ изӱ болзын,

Баскан јериҥ байрамду болзын!

Стойбище твое пусть изобилует пеплом,

Как толокно, пусть будет зола у тебя.

Земля, тобою попираемая, пусть будет тверда,

Место жительства твоего пусть будет согрето,

Местохождение твое пусть будет исполнено веселья!

4-й стар. Јаткан јӱрӱмиҥ узун болзын;

Јажыҥ болзо, мӧҥкӱ болзын,

Јӱс јаш јажа,

Сагыжыҥ сениҥ омок болзын,

Тал чылап, корболоп турзын,

Тару чылап, кулгалап турзын.

Коозылу койдоҥ кӧп болзын,

Балалу чайдаҥ кӧп болзын!

Жизнь твоя пусть будет продолжительна;

Лета твои да будут бесконечны;

Сто лет живи и здравствуй,

Ум твой пусть будет весел;

Мысль твоя да будет светла.

Подобно тальнику, разветвляясь, разрастайся;

Умножайся больше овцы многоягнятной;

Множься больше глухаря многочадного!

5-й стар. Алын эдегине бала бассын,

Кийин мал бассын,

Кунајын малыҥ кулундап турзын,

Тӧнӧјин малыҥ јелдеп турзын;

Бала болзо, туулуп јатсын,

Тӧбӧ јерге малын тутсын,

Албастаҥ болзо, алып јӱрзин,

Тутпастаҥ болзо, тудуп јӱрзин.

На передняя полы твои чтобы дети наступали,

За подолом сзади пусть скот гонится;

Трехлетняя кобылы твои пусть жеребятся;

Четырехлетний скот твой пусть плодится;

Что только родится, пусть живет и плодится;

На холмистых местах паси скот твой,

Хотя бы где и нельзя получать прибыли, получай;

Хотя бы где и нельзя было изловлять зверя, изловляй.

6-й стар. Јаактуга айттырбазын.

Јарындуга бастырбазын,

Тепкен кижеҥ темирдий болзын,

Ичкен ажыҥ аш болзын,

Ичер-јиириҥ кӧп болзын,

Кийген кебиҥ кирленбезин,

Кийер кебиҥ кӧп болзын,

Јӱгӱрик ат минзин,

Адыҥ болзо терлебезин,

Колыҥ, аркаҥ оорыбазын,

Колтыгыҥ сыстабазын.

Щекастому не будь предана на злословие,

Плечистому будь не одолима;

Против наступающего на тебя будь крепка, как железо;

Съеденная тобою пища да будет питательна;

Хлеба-соли пусть будет у тебя много;

Цветное платье твое пусть не марается;

Ношенного платья у тебя пусть будет много;

На бегунах езди;

Кони твои да не знают устатку;

Спина твоя и руки да не болят;

Подмышки твои пусть не ноют.

7-й стар. Кудайыҥ сени бектезин;

Кубалада сени

Кызына берзин,

Коодына берип јатсын!

Бог твой да укрепить тебя;

Да умножится потомство в следовании заботою;

Создав чад твоих, в красоте наследственной еще да прибавить;

К блаженству их пусть еще прибавит блаженства!

После произнесения этого алкыш сöс невеста отправляется к жениху. По прибытии в юрту кланяется сперва огню, кладет в него кусок мяса и кусок масла, также брызжет на огонь брагой, в виде жертвоприношения.

У северных алтайцев, большею частью, воруются невесты, как и у предков наших – славян, которые тоже «с игрищ умыкаху жен себе», и потому алкыш сöс здесь нет. Жених, подговоривши невесту и получив от нее в задаток платок, взаимному условию приезжает за нею ночью на хорошем верховом коне, в сопровождении холостых молодых людей. Скрывшуюся из родительского дома невесту подхватывают эти молодые люди, сажают на подготовленного коня и мчатся в улус жениха или к ближайшим родственникам, а по утру приготовляют супружеский одах, состоящий из 9-ти длинных, тонкоствольных березок, примерно 10 арш. вышины, с очищенными от комля сучьями, а наверху оставленными в виде метелки. Вершины всех березок связывают веревкою, разводят комли в разные стороны, отчего и делается остов юрты или шалаша под венком березовых листьев. Остов этот покрывают берестой с помощью веревок, оставив в него вход. Жених с невестою входят в этот одах. Первый, прежде всего, должен разложить здесь огонь, который никак нельзя заимствовать извне одаха, а непременно добыть здесь же из огнива, причем замечается: в одно ли место искры прильнуть к труту, или не в одно; последнее предвещает скорое вдовство которой либо половины из вступающих в супружество. Пока жених высекает огонь, невеста, стоя в двери одаха, оделяет всех, пособляющих строить этот шалаш, равно и всех тут присутствующих, по медному кольцу. Для этих подарков девицы с малолетства запасаются кольцами и накопляют их к выходу в замужество до сотни и более. Одах или зеленая юрта стоит три дня, в ней пребывают молодые безвыходно. По окончании 3 дней, бересту с веревками снимают, остов относят в чащу леса, приставляют к дереву, где он и стоит до сгнинения. Огня из одаха никому нельзя позаимствовать.

Пиры по случаю вступления в супружество называются байга. Одна байга – главная празднуется у жениха, вокруг одаха, и четыре у родителей невесты: 1). Через 5-10 дней по украдении молодая чета, в сопровождении родных мужа, с большим количеством аракы, отправляется к родителями молодой жены – мириться и договориться – сколько следует внести за украденную дочь калыму.

Воров встречают с плетью, которою хотя и не бьют, но стращают. Богатый зять платить калым разом, бедный платить калым свой постепенно, иногда несколько лет. Случается, что весь калым родители невесты отдают за нею в приданое, присовокупляя к нему и от себя, из своего имущества, значительную часть. В пособие уплаты калыма принято холостыми инородцами помогать бывшему своему сотоварищу до 1 руб. сер. Большому калыму однако же нечего радоваться. Если жена, за которую внесен богатый калым, овдовеет, то ее положение, особенно в первой молодости, очень горестно. Несмотря на то, что женатые члены семейства живут каждый в своей юрте, каждый располагает своею полосою, засеянною ячменем для насущного пропитания, но только в этом он и полновластен, прочие же доходы от промыслов и другие все отдаются главе семейства. Таким образом, вдова остается при одном ячмене и вечною невольницею своего свекора, купившего, ее как вещ, и который ни одной копейки не сбавить с нового покупателя, если бы таковой выискался. А так как калым дорог, то охотников на вдову вовсе не находится. Счастье ее, если она имеет возмужалого холостого деверя, который часто, по древнему закону иудеев, восстановляет семя брата своего. Супружества совершаются большею частью весною. Если невеста выйдет прежде крика кукушки, то мировая байга отлагается до тех пор, пока не закукукает эта птица печали. 2). Через месяц по выходе девицы бывает табачная байга, на которой родные молодого мужа дарят родственников жены папушами табаку.

3). Мясная байга с приводом коровы или быка для заклания бывает у богатых людей после уборки хлеба, у менее богатых – через 1-2 года, а у бедных – когда случится. 4). На последнюю байгу приводится лошадь для пиршественного заклания. На всех байгах главную роль играет аракы, общая со всех сторон, от родных мужа и жены и от гостей, из которых каждый везет или несет на байгу этой живительной влаги по туесу (бурак из бересты). На байгах пьют, поют, пляшут, играют и бегают в бега, выигрывая платок, халат или сапоги.

В. Вербицкий «Алтайские инородцы»

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина