Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Большая губерния: Горный Алтай

08.10.2020

Благодаря выставке «Большая губерния: Горный Алтай», присланной Томской областной универсальной научной библиотекой имени А.С. Пушкина, экспозиция которой развернулась в Национальной библиотеке им. М.В. Чевалкова, читатели   впервые имеют возможность познакомиться с оригиналами изданий XIX-первой трети ХХ веков, комплексно представляющими наш регион.

Территория современной Республики Алтай входила в состав Бийского уезда Томской губернии – административной единицы, существовавшей в России с 1804 по 1925 годы. Историк Сибири П. Словцов констатировал в 1886 г, что практически до середины XIX в. «огромность Алтая, распространяющегося внутри Сибири, очень сбивчиво была понимаема». Выставка убеждает, что с момента открытия в Томске первого за Уралом университета (1888), привлекшего в Сибирь значительные научные силы, Горный Алтай становится своеобразным научным Эльдорадо, куда отправляются многочисленные экспедиции; большинство ученых было связано и с деятельностью Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества (г. Омск), уделявшего исследованию горных территорий на юге Томской губернии значительное внимание.

Горный Алтай – принятое в науке название российской части горной системы Алтай. Тюркологи этимологию топонима связывают с понятиями «высокий», «могущественный», «золото», «обетованная земля». В литературе XIX-XX вв. это пространство называется по-разному: Алтайские горы – Русский Алтай – Горный Алтай. Мена наименований отражает смену идеологических парадигм, в контексте которых совершалось включение в состав Российской империи и адаптация в этом качестве исконно нерусских земель, располагавшихся за казачьей линией на юге Западной Сибири.

Горы – естественная преграда и защита. Еще Н. М. Карамзин в «Истории Государства Российского», анализируя первые сведения о Сибири, проиллюстрировал эту функцию библейским примером: «Сие неизмеримое пространство Северной Азии, огражденное Каменным Поясом, Ледовитым морем, Океаном восточным, цепию гор Альтайских и Саянских, – отечество малолюдных племен Монгольских, Татарских, Чудских (Финских), Американских – укрывалось от любопытства древних Космографов. Там, на главной высоте земного шара, было, как угадывал великий Линней, первобытное убежище Ноева семейства после гибельного, всемирного наводнения; там воображение Геродотовых современников искало грифов, стерегущих золото…» (цит. по: Карамзин Н. М. История государства Российского: В 3 кн. Репринтное воспроизведение изд. 1842-1844 гг. Кн. 3 . М., 1989. – Стб.219).

Выставка помогает понять, что Горный Алтай предельно концентрирует в себе все то, что историк относит к Сибири в целом: безопасность «для обитания», малолюдность, этнографическую пестроту, мифологическую насыщенность (ориентальная специфика которой во многом определяется тем, что здесь находится, по определению географов, «крыша» Центрально-Азиатского континента – гора Белуха, равноудаленная от трех океанов; она притягивает к себе ученых и путешественников и является источником вдохновения для поэтов, художников и музыкантов). Эту мысль подтверждают книги В.В. Сапожникова — практически первого альпиниста, взошедшего на седло Белухи – «Катунь и её истоки» (1901) и «По Алтаю» (1897); уточним, что известнейшая книга профессора Сапожникова «Пути по Русскому Алтаю» тоже была издана в Томске в 1912 г.,  два экземпляра этого издания имеются в фонде редких книг НБ РА.

Историки, археологи, этнографы конца XIX-начала ХХ веков, труды которых экспонируются на выставке, показывают историческую глубину культуры горного региона, где оставили свои следы, прокатываясь через него, древнейшие цивилизации (скифы, гунны); где стыковались великие империи; с которым этническая память тюрков связывает мысль о прародине. Первые контакты территории с тобольскими и томскими воеводами относятся к ХVII веку, процесс вхождения Горного Алтая в состав Российской Империи начинается в середине XVIII века и растягивается во времени более чем на сто лет.

Природная и этнографическая экзотика обусловила главенство жанра путешествия в изучении этой ориентальной территории с момента вхождения Горного Алтая в состав имперских пространств и до сего дня. Заметим, что из путевого очерка, который широко представлен на выставке, в художественную литературу ХХ-ХХI веков переходит устойчивое представление о дикой экзотике места (куриозной местности) – как тут не вспомнить роман Т. Устиновой «Земное притяжение» (2017), героиня которого в свободное от служебных обязанностей офицера ГРУ время – известная в Горном Алтае шаманка, к её услугам обращаются и стар, и млад.

Базовая часть представленных на выставке изданий – справочно-информационного характера, это книги, которые позволяют сформировать представление о пределах губернии и её географических особенностях, о городе Томске как губернском центре и его роли в современной Сибири. Интересна «Памятная книжка Томской губернии на 1871 год» – один из первых справочных ежегодников, издававшихся в Томске; в частности, любознательному читателю она поможет совершить экскурс в историю населенных пунктов Горного Алтая, узнать об их административной принадлежности, о количестве жилых строений и числе лиц обоего пола в них; в этом же роде информация содержится в статистических изданиях – в «Списках населенных мест» Томской губернии» и Российской империи. А вышедшее в 1918 г. в Петрограде «Описание Томской губернии» – это портрет того мира, который «до основания был разрушен» революцией и гражданской войной. Современный же взгляд на сибирское пространство фиксируется в коллективной монографии «Сибирь в контексте мировой культуры: опыт самоописания», где есть раздел, посвященный Г.И. Гуркину-писателю: Чащина Л. Г. Мифологема Алтая (литературное творчество Г. Чорос-Гуркина).

Добавим, что замечательным подарком всем поклонникам таланта первого художника-алтайца, первого профессионального художника из коренных жителей Сибири, к отмечаемому в этом году 150-летию Гуркина, будет любезно присланный коллегами указатель выставки его картин (Томск, 1915). Совершенно очевидно, что их выбор пал именно на каталог 1915 года (а не 1908 или 1910 гг.) – ведь в именно нем в качестве предисловия Г.И. Гуркин поместил стихотворение в прозе «Алтай и Катунь» – гимн «заколдованному, угрюмому царственному Алтаю». Интересно как свидетельство эпохи и одно из первых монографических исследований творчества Г.И. Гуркина – книга С.А. Стрельцова «Григорий Иванович Гуркин» (Л., 1966), отражающая существовавшие в то время взгляды на творчество алтайского художника.

В названиях книг XIX-начала ХХ в. фигурирует топоним Алтай (синонимичный топониму Русский Алтай), которым обозначалась территория только Горного Алтая. Ему посвящены исследования истинных запасов природных ископаемых территории и перспектив их разработки, изучение этнографии в свете идей областничества (книги семидесятые годы XIX в.-начало ХХ в.). Книги на выставке подобраны по системе концентрических окружностей: Алтай – часть Томской губернии, часть Сибири и часть России.

Ключевой, на наш взгляд, книгой, объясняющей этот принцип, является исследование Н.М. Ядринцева «Сибирские инородцы» (СПб., 1891), показывающее, что освоение территории было обусловлено ходом «стихийной колонизации» — продвижением сначала каменщиков, затем русских крестьян-переселенцев в глубь горной страны, к водоразделам Оби и Иртыша, их столкновением с культурой местных (инородческих на юридическом языке того времени) племен, у которых было почерпнуто представление о мощном мифогенном потенциале высокогорья. Специфические смыслы такового совпадают в трактовке охранной функции, которой обладают горы – естественная граница Сибири, с рожденным в христианской среде топосом Беловодья. В этой книге Ядринцев сделал широчайший этнографический обзор, и его исследования этнографии нашего региона считается классическим. Ему вторит Г.Н. Потанин, обзорные статьи которого в 11-ом томе беспрецедентного издания «Живописная Россия» (М., 1884) обобщают все научные сведения о нашем регионе, имеющиеся на тот момент. А опубликованные Г.Н. Потаниным в Петрограде в 1917 г. «Казак-киргизские и алтайские предания, легенды и сказки» как в зеркале отражают внутренний мир территории, древнейшие алтайские архетипы и мировидение казахов (в тот период на нашей территории называвшихся киргизами).

На выставке представлено несколько послереволюционных изданий. Так раннесоветскую идею ускоренного развития коренных народов в рамках национальной автономии демонстрирует сборник «Молодой Алтай», начавшуюся безжалостную эксплуатацию природных богатств региона – книга Б. Митропольского «Полиметаллические месторождения Алтая и Салаира».

В экспозиции – книги, с которых можно вести отсчет формирования туристического бренда региона – укажем на знаменитый «Путеводитель по Алтаю» Н. Яблонского (1903), содержащий словарь алтайской лексики.

Устроители выставки наглядно продемонстрировали образ Томской губернии и Горного Алтая в её составе как изменяющуюся систему научных, публицистических, фольклорных текстов, на каждом этапе развития которой существовали свои приоритеты.

Безусловно, выставка ««Большая губерния: Горный Алтай» будет интересна и специалистам-ученым, и всем читателям-алтаелюбам. Её можно посетить ежедневно с 9 ч. до 14. Куратор выставки от НБ РА им. М.В. Чевалкова – Тамара Кертиковна Майчикова.

От души благодарим коллег – директора Барабанщикову Нину Михайловну, Мальцеву Веру Владимировну, заместителя директора по библиотечному обслуживанию и социокультурным связям, Гурулёву Наталью Валентиновну, заведующую и сотрудников историко-краеведческого отдела ТОУНБ за подготовку экспозиции, приуроченной к 100-летию нашей библиотеки, и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество с ними.

Т. Шастина, методист научно-методического отдела Национальной библиотеки им. М.В. Чевалкова

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина