Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Правовые основы образования Республики Алтай

16.10.2020

Почти тридцать лет назад была образована наша республика. Веяния перестройки в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века дошли и до Горно-Алтайской автономной области. Вопрос о повышении статуса автономной области до автономной республики всё чаще стоял в повестке дня сессий областного совета депутатов. Надо отметить, что образование республики было подготовлено активной деятельностью депутатов Горно-Алтайского областного совета народных депутатов двадцатого и двадцать первого созывов (1988-1992 гг.). Именно в это время были приняты решения о выходе из состава Алтайского края, Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской автономной советской социалистической республики, а Горно-Алтайский областной Совет народных депутатов был переименован в Совет народных депутатов ГААССР. Всё это происходило явочным путём, на свой страх и риск. Это уже потом из Конституции Российской Федерации исключили положение о том, что автономная область входит в состав края, а Верховный Совет РСФСР определил порядок преобразования автономных областей в национально-государственные образования в соответствии с принятыми постановлениями и декларациями о суверенитете.

Законным основанием изменения автономными областями и автономными республиками в составе России своего правового статуса явилось принятие 12 июня 1990 года Первым съездом народных депутатов РСФСР «Декларации о Государственном суверенитете РСФСР». В статье 9 Декларации была признана необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных образований, краев и областей.

В августе 1990 года Совет народных депутатов Горно-Алтайской автономной области принял Декларацию «О Федеративном Договоре и повышении государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области». В ней закреплялось, что в силу необходимости занятия автономной областью достойного места в качестве полноправного субъекта в обновленном Союзе суверенных республик существует необходимость заключения Федеративного договора и повышения государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области путем признания ее субъектом Федерации СССР и РСФСР. Была создана комиссия по консультации с соответствующими органами РСФСР по вопросам разработки и согласования основных принципов федеративного устройства СССР и РСФСР и определения политического статуса автономной области как субъекта Федерации.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР дала толчок принятию аналогичных деклараций не только в других союзных республиках в составе СССР, но и в ряде автономий России. Этот процесс шёл одновременно. Так, например, 25 октября 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики, которая провозгласила суверенитет Казахской ССР и декларировала политико-правовые основы Казахстана как независимого государства. В тот же день,  25 октября 1990 года,  на третьей внеочередной сессии Горно-Алтайского областного Совета народных депутатов принятая Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской Советской Социалистической Республики также провозгласила государственный суверенитет Горно-Алтайской автономной Советской Социалистической Республики и определила суверенитет как «естественное необходимое условие существования её национальной государственности, истории, культуры, традиций и призван обеспечить каждому человеку неотъемлемое право на достойную жизнь, свободное развитие и пользование своим родным языком». Конечно же, вопрос о создании нашей республики как независимого государства никогда не стоял. В то время мало кто думал о глобальных геополитических проблемах, старались в сложных экономических условиях, уловив момент, отстоять своё место под солнцем. Хотя следует отметить, что подавляющая часть российских территорий, заявивших о своем суверенитете, не ставила вопрос о выходе и независимости от России, создании своей валюты, армии, государственных границ и тому подобное, что определяет суверенное государство. В этом числе была и наша республика. Основная идея нашей Декларации состояла в повышении правового статуса нашего субъекта в составе России. Считалось, что государственный суверенитет провозглашался в целях согласия, взаимоуважения, братства и единства между гражданами всех национальностей. Позднее, в 2000 году, Конституционный Суд РФ признал, что в федеративном государстве суверенитетом может обладать лишь сама федерация. А субъекты могут обладать всей полнотой государственной власти лишь вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения России и её субъектов.

В мае 1991 года Постановлением 3-го внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР «Об основных началах национально государственного устройства РСФСР» было поручено определить порядок преобразования Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей в национально-государственные образования. В соответствии с этим Верховный Совет РСФСР 3 июля 1991 года  принял закон РСФСР «О порядке преобразования Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей». В нём устанавливалось преобразование этих автономных областей в республики, закреплялось правило, что граждане этих республик одновременно являются гражданами РСФСР, определялся приоритет законов РСФСР над республиканскими, до 1 января 1992 года предписывалось провести выборы в Верховные Советы новых республик. Также в Конституцию РСФСР были внесены названия новых субъектов. Наш субъект в Основном законе РСФСР стал называться «Горно-Алтайская республика».

Отдельным Законом РСФСР от 3 июля 1991 года «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР» ещё раз подтверждалось преобразование нашей автономной области в республику и назначались выборы в Верховный Совет Республики. Этот день, 3 июля, в соответствии с Конституцией Республики Алтай считается Днём Республики.

В связи с принятием Верховным Советом нашей республики 8 февраля 1992 года  нового названия в Конституцию Российской Федерации  21 апреля 1992 года была внесена новая  поправка – «Республика Горный Алтай». Через три месяца, 7 мая 1992 года, депутаты нашей республики окончательно остановились на названии – «Республика Алтай». Но на политической карте России (и в большинстве  документов федерального уровня) название «Республика Горный Алтай» продолжало оставаться вплоть до принятия новой Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, которая и закрепила современное название нашей республики.

Виктор Ромашкин,

председатель комитета по законодательству правопорядку и местному самоуправлению

 

ТОП

Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года

Олег Хорохордин. Алтай Республиканыҥ бажында — бир јыл

       Олег Хорохордин Алтай Республиканы туй ла бир јылдыҥ туркунына башкарып јат. Бу кыска ӧйгӧ тергееде ондор тоолу школдор, балдардыҥ садиктери, фельдшерско-акушерский пункттар, јолдор ло кӱрлер чыныкталып тудулган. Башчы келер ӧйгӧ оноҥ до кӧп иштер темдектеп алган.

«Эҥ баштапкы болуп Гуркин артар…»

«Jаҥы jурукчылар чыгар, оны (кеендик-санатты) европей кемине кӧдӱрер, jе бу jолдо эҥ баштапкы болуп Г. И. Гуркин артар…»—деп, 1907 jылда Григорий Ивановичтиҥ Томск калада ӧткӧн таҥынаҥ баштапкы кӧрӱзи керегинде  Петербургтыҥ критиги М. Далькевич бичиген. Оноҥ бери  чактаҥ ажыра ӧй ӧтти.