Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Аксакал алтайской борьбы

04.02.2021

В представлении Каланаков особо не нуждается. Хотя, наверное, стоит напомнить его спортивные достижения. Он — неоднократный чемпион Горно-Алтайской автономной области, Алтайского края, победитель спартакиады Сибири, бронзовый призер чемпионата ЦС ДСО «Урожай», победитель первенства России ЦС ДСО «Урожай», бронзовый призер всесоюзного турнира на приз Панфилова, победитель всесоюзного турнира на приз Героя Советского Союза генерала Сабира Рахимова, мастер спорта СССР, Заслуженный тренер РСФСР, Заслуженный тренер Республики Алтай, кавалер ордена «Тан Чолмон» — «Утренняя Звезда», Почетный гражданин Республики Алтай.

Мадию Каланаковичу Каланакову 1 февраля исполнилось 75 лет. Аксакал алтайской борьбы и сегодня полон энергии, задора и здоровья. Таким его закалил спорт.

Не будь увлеченности

Бурное развитие классической борьбы в нашем регионе пришлось на конец шестидесятых-начало семидесятых годов прошлого столетия. «Привил ее на нашу почву» Николай Мюсов. А его ученик и последователь Мадий Каланаков создал в Горном Алтае  школы греко-римской и национальной борьбы куреш.

Мадий Каланакович хорошо помнит своего старшего товарища, Николая Мюсова, ведь они оба в пору своей молодости отдали немало сил созданию и развитию спортивной борьбы в Горном Алтае. Вот как вспоминает он это время: «Николая Мюсова первый раз я увидел в Барнауле весной 1964 года. Мы тогда в составе сборной  команды Бийска приехали для участия на первенстве Алтайского края среди юношей. В это время он учился в техникуме и занимался вольной борьбой. Был одним из лидеров  в своей весовой категории, постоянно входил в состав команды Алтайского края.

По окончании техникума Николай вернулся в Горно-Алтайск. В 1967 году по его инициативе в Горно-Алтайске  впервые было проведено областное первенство среди «вольников». Соревнования проходили летом на стадионе «Спартак». Участвовали в них сборные  Онгудайского и Кош-Агачского районов. За эти команды в основном выступали спортсмены из Ини и Курая. Конкуренцию сельским спортсменам составили борцы горно-алтайского  зооветтехникума.

Николай Шурумович осенью 1969 года  от областного совета ДСО «Урожай» в селе Майме организовал секцию вольной борьбы. Тренировались спортсмены в спортивном зале ПМК-190. В 1970 году я, успешно закончив в Бийске сельскохозяйственный техникум, тоже приехал в Майму и занимался у него. Энергии у меня хватало, и я охотно помогал ему тренировать молодых ребят.

Через некоторое время это большое алтайское село стало настоящим центром вольной и классической борьбы в нашем регионе. Там проходили все областные, а затем и краевые соревнования. Первые областные соревнования по классической борьбе состоялись в 1970 году также в Майме. Почетное первое место на этих соревнованиях вместе со мной завоевали  Эзен Белееков, Борис Манатов и Метрей Тябаев. А с 1972 года все официальные соревнования борцов стали проводиться уже в Горно-Алтайске. В этом же году на всесоюзном турнире в Ташкенте мне первым из горно-алтайских борцов удалось выполнить норматив мастера спорта СССР. А еще через три года звания мастеров спорта  получили Эзен Белееков и Александр Манзыров.

Вольная борьба в то время в Барнауле развивалась очень слабо, поэтому культивировать у нас в области ее особой нужды не было — финансирование со стороны краевого спортивного ведомства не планировалось. Тогда мы остановились на классической борьбе. И, наверное, не ошиблись. С тех пор прошло много времени. Жаль, что сейчас рядом с нами Николая Шурумовича нет».

Не будь увлеченности Николая Мюсова и Мадия Каланакова «классикой», не было бы и ее успешного развития в нашем регионе. А еще раньше, в 1961 году, в одно из самых отдаленных сел Горно-Алтайской автономной области, Кош-Агач, учителем  физкультуры приехал работать большой энтузиаст спорта Павел Моисеевич Тенгереков. Он сам был разносторонним спортсменом: бегал на коньках, играл в хоккей с мячом, поднимал штангу. И, конечно, боролся. Школьный учитель так привил ученикам любовь к борьбе, что те сбегали с последних уроков, чтобы помериться своей силой на зеленом поле сельского стадиона. Ведь тогда специальных матов и борцовских ковров не было. Мальчишкам приходилось бороться прямо на земле. В числе таких сорванцов был и наш будущий знаменитый борец Мадий Каланаков.

Из подвала на большие подмостки

В Горно-Алтайске борцы-классики занимались в подвале областной библиотеки. В 1971 году секцию там вел Куранаков. На следующий год, после службы в армии, туда пришел работать молодой кандидат в мастера спорта Мадий Каланаков. Тогда материально-техническая база спортивных сооружений области была очень слабая, а стандартных залов для борьбы вообще не было, и на подвал, который выделили «классикам», претендовали также и самбисты.

В это время секцию по борьбе самбо в пединституте вел энергичный и пробивной Вадим Носков. Однажды в областном комитете по спорту состоялось собрание «классиков» и самбистов, на котором решался вопрос дальнейшего использования подвала. Бурное обсуждение  не дало желаемого результата, тогда решили провести  голосование. Но… обе стороны набрали одинаковое количество голосов.

Слово взял управляющий строительного треста области Наум Зиновьевич Кривошеин. Тогда он на общественных началах возглавлял  областную федерацию классической борьбы, кстати, сам имел звание мастера спорта СССР. Он стал активно убеждать собравшихся, что подвал библиотеки следует отдать  борцам-классикам, потому что их спортивные результаты лучше, чем у самбистов. То ли этот аргумент подействовал, то ли Кривошеин просто обладал даром убеждения, но члены  спорткомитета согласились с ним и «классикам» оставили подвал для тренировок.

Желающих заниматься было очень много. Мадию Каланакову пришлось разделить ребят по возрастным группам и заниматься с ними с утра до вечера. Первые мальчишки, которые пришли в секцию, сделали это больше из-за авторитета своего тренера. Через несколько месяцев их осталось немного. Не каждый сможет выдержать те нагрузки, которые приходятся на долю борца. Те, что остались, нашли в своем тренере человека, который мог вместе с ними на ковре подолгу оттачивать различные броски, движения и элементы. Вот эта  беззаветность и подкупала.

— Всех разве упомнишь, — говорит Каланаков. — Многие ребята из того первого набора бросили борьбу, но некоторые — Николай Семенов, Александр Манзыров, Максим Ильдин, Борис Казаков — добились хороших результатов, стали победителями и призерами всесоюзных турниров.

В 1974 году отдел культуры облисполкома попросил борцов освободить подвал.  Тогда они нашли маленькое помещение для тренировок в деревянном здании стадиона «Спартак». И здесь не обошлось без конкуренции. На этот крохотный зал вдруг стали претендовать уже штангисты. Опять начались споры и разборки.

Борцы на первых порах предложили штангистам тренироваться по очереди. Те согласились. По договору первыми в зал должны были приходить «классики» и стелить свой борцовский ковер. В конце тренировки они должны его убирать и освобождать помещение. А те должны были заносить штангу и помост.

Однако очень быстро выяснилось, что из-за большого количества желающих заниматься борьбой для штангистов просто не оставалось времени. В конце концов, пришлось им с этим доводом согласиться и искать другое помещение. В это время в областном совете ДСО «Спартак» работала детско-юношеская школа с единственным отделением горнолыжного спорта. Мадий Каланакович стал добиваться открытия там отделения классической борьбы. Благодаря его настойчивости и энергии, вопрос очень скоро был решен положительно. Отделение борьбы в школе открыли в 1977 году. Первым его штатным тренером назначили Мадия Каланакова. Тогда же появились и новые тренерские ставки.

Осенью 1977 года в Горно-Алтайск приезжают старший тренер сборной Алтайского края по классической борьбе, заслуженный тренер РСФСР Анатолий Александрович Кишицкий и заместитель председателя профтехобразования Алтайского края, председатель спортивного общества «Трудовые резервы» В. Дадюк. С ними в областном комитете по спорту прошла встреча. На  собрании Анатолий Кишицкий выступил с предложением открыть в Горно-Алтайской автономной области детско-юношескую спортивную школу по одному из видов спорта. Только надо было спортсменам сообща определить вид, который имел бы дальнейшую перспективу развития.

Сам Анатолий Александрович порекомендовал создать ДЮСШ по классической борьбе, потому что у них был уже готовый тренер-энтузиаст, который показывал неплохие результаты. Но сначала следовало выполнить ряд условий, которые выдвигала Москва. Во-первых, в наличии должна быть материально-техническая база, которая соответствовала бы учебно-тренировочному процессу. Требовалось также предоставить полный перечень и характеристику достижений борцов-классиков области за последние годы, список учащихся, а также список тренеров, которые будут работать в спортивной школе.

Мадию Каланаковичу пришлось вплотную взяться за решение и этих вопросов. Конечно же, у нас тогда и в помине не было специализированных залов для занятий борьбой. А вот в ГПТУ-28 имелся неплохой спортивный зал и Каланаков приступил к «осаде» директора училища Валентины Ивановны Запрудаевой. С помощью В. Дадюка удалось-таки найти убедительные доводы и директор согласилась написать гарантийное письмо о том, что зал будет предоставлен для нужд будущей ДЮСШ. К письму она также приложила всю документацию спортзала и его подсобных помещений.

В то время председателем областного комитета по спорту  работал Николай Арефьевич Бессонов. Он за короткое время подготовил все нужные документы. Для утверждения их отправили в Москву. Мадию Каланакову  пришлось составлять списки групп, а их должно было быть не менее четырнадцати. Москва для утверждения документов требовала также список тренеров-преподавателей, но штатных тренеров в городе тогда почти не было — пришлось пойти на хитрость. Мадий Каланакович  в список включил учащихся физкультурных учебных заведений. Об этом он сейчас вспоминает с улыбкой. — Ради общего дела приходилось и так поступать, — смеется он. В этот список попали Максим Ильдин, Николай Семенов, Александр Манзыров и Альберт Толкочеков, которые еще учились в Омском институте физической культуры. Сюда же пришлось вписать и учащихся Горно-Алтайского педагогического училища Юрия Хабарова и Алексея Едикеева. Молодые ребята тогда делали только первые шаги в спорте. Хотя оставалось им учиться еще полтора года, пришлось пойти против истины и в списке указать, что они являются выпускниками.

Приказ об открытии спортивной школы из Москвы поступил в январе 1979 года. В первый год в штатном расписании было всего восемь единиц работников: директор, завуч, завхоз, бухгалтер и четыре тренера. Директором школы назначили М.  Каланакова, а тренеров он набрал из числа своих воспитанников, которые занимались борьбой в ДСО «Спартак». На штатную единицу школы были приняты  Юрий Кудринский, Сергей Ляхов и Алексей Ивлев.

В конце семидесятых годов в Шебалино проходило открытое первенство области среди юношей. Молодой тренер Мадий Каланаков там-то и заприметил одаренного борца, будущего чемпиона Ивана Самтаева:

«В первый день соревнований обратил внимание на крепкого мальчишку. Больно уж он выделялся среди своих сверстников. На следующий день Иван в весе 45 кг боролся уже в финале. Соперник его, более опытный Боря Алмадаков, оказался сильнее. Он и победил. Ване досталось второе место. Сильно понравился мне юный борец. Решил взять его в город. После соревнований поговорил с его тренером. Ведь в городе  условия для  занятий лучше, чем в деревне. Хотя трудностей хватало. Через год Ваня поступил в восьмой класс и тренировки продолжил у меня.

В старшей группе отличались Ваня Самтаев и Сережа Ютанов. Боролись они в одной весовой категории. На тренировках чаще побеждал Иван, на соревнованиях — Сергей. Крепыш Ваня любил захваты. Его юркий оппонент порхал по ковру, демонстрируя вертливость, и в захваты не давался. Словом, изматывал соперника. Поэтому концовка борьбы всегда оставалась за Ютановым».

К сожалению, талант Сергея Ютанова до конца так и не раскрылся. В молодые годы хорошо боролся, далеко мог пойти. В полной мере он реализовался уже как тренер. Его воспитанник Эзен Уланкин является двукратным победителем первенства мира среди юношей.

…Уже на пенсии легендарный борец открыл в себе еще один дар и талант. Он успешно освоил профессию предпринимателя. Мадий Каланакович вместе с супругой Ниной Васильевной в ГЛК «Манжерок» на горе Синюха открыли центр алтайской культуры, который пользуется большим успехом у гостей нашего региона. Сегодня он один из успешных бизнесменов в сфере туризма.

Арутай Адаров

Фото Е. Бутушева

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина