Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

«Последнее кочевье»

01.04.2021

История и главная причина вхождения алтайского этноса в состав Российской империи подробно изучена и широко известна. Во избежание физического истребления 12 алтайских зайсанов обратились к Императрице Екатерине II:

«1756 года летнего среднего месяца 19 дня уранхае-вы зайсаны Омбин брат Монхогин сын Хазаги, Омбин сын Болот, теленгутов зайсан Хотуков брат Худайгунов сын Мамут, бурутов зайсан Нохойдов сын Геньдюшко по сему письму великой государыне всероссийской вступили в подданство со всеми нашими улусы, с женами и детьми в вечныя роды и по соизволению великия государыни, где повелено будет, тамо и селиться, да и в пред чрез российских командиров какие повелении чиниться будут, оные всемерно исполнять, и во всех случаях прекословия никому не чинить и по своим обычаям россиянам никаких обид и злодейств не показывать. Если же, наруша сие, какие противности или непорядочные поступки причинять будем, тогда великая государыня по собственным своим правам с нами и поступать соизволит. В залог онаго знатные наши зайсаны пред Бурханы присягою утвердя и подписались: вместо Хазаги, Болота Жолочи руку приложил, вместо Мамута Хожимберду руку приложил, вместо Демичи Амугуга сын ево Чоночи руку приложил, вместо Монхога и всех протчих лама Лобзанг Зундуй руку приложил».

Но что представляла из себя Джунгария известно не всем. Не правда ли, что ее очень метко и «довольно таки по-самурайски» в стиле Великого Востока» называют «Последнее кочевье»? Недаром историю Азии 17 века именуют периодом «Малого монгольского нашествия».

Джунгар – политоним. Это как «тюрк», «монгол», «товарищ», россиянин. В первую и самую главную очередь следует осознать именно это. Во-вторых нужно разобраться кто такие «ойраты» — этнос, давший почву, для произрастания государствообразующего семени.

Есть два четких объяснения смысла этого «термина».

  1. Ойрат – лесной народ.

Ой – лес (монг.), арат – народ (монг.), т.е. люди, проживающие в лесу, тайге, это географический термин. Невольно приходишь к мысли, что это таёжники, а не степняки. Кстати, тут и играет новыми красками одно из трактовок слова «Алтай». Алтай сокращенное алтын тайга – золотая тайга.

  1. Второе мнение полагает, что название происходит от монгольского слова «ёрют», означающего «близко (как на расстоянии)», как и «близко / ближе», в значении родственника или сюзерена.

Политический же термин «джунгары» возник в начале XVII века в результате разделения ойратов  на северо-западную и юго-восточную группировки. Вообще история ойрат — это история возвышения народа не в результате объединения, а в итоге разделения союза четырех племен калмаков «Дёрбён ойрот» (тёрт – 4). Калмаками тюркские племена, принявшие ислам, называли кочевников, которые предпочли остаться в «язычестве», не принимая догму «Нет Бога кроме Аллаха и Муххамад его пророк».

Так вот это политическое разделение племен, по своей природе сугубо демократическое (что не свойственно для социума номадов), произошло в результате поражения в 16 веке от восточных и южных монголов. В итоге «отколовшиеся» от основной массы уже разрозненных кочевников калмаки  были вынуждены отойти на север и запад, в верховья реки Хобда, и перебраться через Монгольский Алтай. И на широкой пустынной равнине между хребтами Алтайских и Тянь-Шанских гор они и обрели свою главную родину – географическую Джунгарию. Таким образом, ойраты вытеснили из Алтая и Тарбагатая разрозненные казахские племена найманов, кереев, жалаиров, уаков и кипчаков, которые рассеялись в Могулистане и Казахском ханстве, а также кыргызов, вынужденных уйти в горы Тянь-Шаня.

Переселение ойратов на запад объяснялось не же-ланием повторить походы Чингисхана, а выбором пути наименьшего сопротивления. Таким путем для них оказались земли распавшегося Сибирского ханства, которое состояло в основном из казахских племен. Дербеты и торгоуты, покинув пределы Джунгарии, двумя потоками вдоль Иртыша двинулись на северо-запад, вытесняя дальше на запад и в горную часть Алтая остатки племен кереев, уаков, кипчаков, теленгитов. В итоге западнее Иртыша и южнее линии новых русских городов Тюмень, Тобольск, Тара, Томск обосновалась северо-западная группировка ойратов. Ее возглавили дербетский тайджи Далай Батур (?–1637) и торгоутский тайджи Хо Урлюк (?–1644). Первый был женат на сестре второго, поэтому родственники кочевали вместе и в согласии.

 

Четыре орды

Внутренние междоусобицы и поражения от Есимхана (1565-1628) привели к разрыву между Далай Батуром и Хо Урлюком. Последний увел своих торгоутов через горы Мугоджары в верховья реки Эмбы и, двигаясь по ее течению, обрушился на ногайские кочевья. Эта война закончилась поражением Ногайской Орды и возникновением в конце 1630-х годов Калмыцкой орды, раскинувшейся от Эмбы до Дона. В Сарыарке же остались дербеты во главе с Далай Батуром и хошоуты во главе с Куйши-тайджи.

В юго-восточной группировке ойратов после смерти Хара Хулы в 1635 году его сын Хото Хоцин принял титул хунтайджи, а Далай-лама присвоил ему девиз Эрдени Батур. Эту дату принято считать рождением Джунгарии как государства. Возможно, это совпадение, но как раз в 1635 году маньчжуры разгромили последнего независимого монгольского хана Ликдена и забрали у него яшмовую печать Чингисхана.

Эрдени Батур продолжил политику своего отца, направленную на объединение ойратов под властью чоросов в одно государство. Началось создание постоянной армии, административного аппарата управления и налогообложения, широко внедрялся буддизм. В южном Тарбагатае, близ современного Чугучака на реке Эмель, Эрдени Батур построил из камня столицу. Вокруг нее он начал развивать земледелие и ремесленное производство, которым стали заниматься сарты и уйгуры. Развалины старой столицы на Эмеле хорошо сохранились. Они находятся недалеко от поселка Когвсар (в переводе с ойратского «много оленей») на высоте 1330 метров.

Территория Джунгарии за счет вытеснения разрозненных казахских племен расширилась не только на запад, захватив земли Казахского ханства, но и на восток. Хошоут Туру Байху тайджи со своим улусом в 1636-1637 годах завоевал прилегающие к Тибету земли вокруг озера Кукунор, вытеснив оттуда монголов с тибетцами и создав там отдельное Хошоутское государство.

Таким образом, после 1636 года появились четыре ойратские орды: Калмыцкая на Волге, Джунгарская на Эмеле, Хошоутская на озере Кукунор и Дербето-Хошоутская в Сарыарке. Позже три из них образовали отдельные государства, а вот сарыаркинские ойраты не смогли оформить государственность и были завоеваны Галдан Бошокту ханом.

В это же время маньчжуры завоевали Северный Китай, образовали новую правящую династию Цин и продолжили покорение Монголии. Эрдени Батур перед лицом маньчжурской угрозы начал подготовку общемонгольского хурала, на котором предполагались объединение восточных и западных монгольских племен и принятие общего кодекса наказаний – Ихе Цааж. Хурал состоялся в сентябре 1640 года в урочище Улан бура на юго-востоке Тарбагатайских гор. На него прие-хало большинство знатных тайджи и нойонов из Джунгарии, Калмыкии, Кукунора, северной Сарыарки и Халха Монголии.

Главной целью Эрдени Батура было прекратить междоусобицы и объединить разные монголоязычные племена для будущей борьбы с общим врагом – Циньским Китаем. Эта цель не была достигнута, и долгосрочного политического объединения халха и ойрат-монголов не произошло. Но в целом принятие законов Ихе Цааж способствовало упорядочиванию социальной структуры общества, более справедливому судопроизводству, усилению милитаризации экономики и дисциплины в войсках, а также укреплению влияния буддизма.

Вторая столица ханства Урдун, основанная Цеван Рабданом, была построена на месте бывшей столицы Чагатайского улуса, под названием Куяш, или Улугиф. Сейчас это развалины старой Кульджи, которая находилась между южным берегом Или и Чапчальским рвом и была растянута на 20 км между современными поселками Конохай, Укуршы, Бирушсумул, Алтысумул, Каирсумул и Наймансумул, севернее которого находились ханский дворец и центральная площадь. Летом через Чапчальский ров, который в то время был непроходимым для конницы, бросали с десяток деревянных мостов, которые во время опасности быстро разбирались. Зимой же воду из Чапчала отводили в Или, чтобы по льду не прошла вражеская конница.

Интересный факт: столица Могулистана – Алмалык – раньше была второй столицей Чагатайского улуса. Сын Чагатая – Есу Монке перенес ее с юга на северный берег реки (глубоководная и быстрая Или была непроходима для конницы). Там пролегали караванные пути до Каракорума – столицы империи и дальше в Китай и на запад Сарай-Берке – столицу Золотой Орды. Западный путь шел от Алмалыка вдоль северного берега Или и по восточному берегу ее протока Баканаса через городища Акколь, Актам, Карамеген и озеро Балхаш, по реке Токрау в Сарыарку и дальше на Волгу и в Россию. После разгрома ойратами Алмалыка караванный путь и города вдоль Или и Баканаса пришли в упадок, но их развалины хорошо сохранились до наших дней.

По незнанию истории российские власти в 1881 году отдали Китаю Илийский край вместе с четырьмя столицами: Карлукского ханства – Или-балык; Чагатайского улуса – Куяш, Улугиф; Могулистана – Алмалык; Джунгарии – Урдун. Это стало причиной амбиций Китая в плане территориальных претензий.

 

Начало конца

В 1750-х годах на Джунгарию обрушилась череда несчастий, так после смерти Галдан Цэрена среди знати произошел раскол. Некоторые тайджи и нойоны не признали захватившего трон его внебрачного сына – Ламу Доржи. Нойон чоросов Даваци, считавший себя более знатным, в 1751 году со своими сторонниками Амурсаной (1722-1757), нойонами Баньджуром, Батма и Ренже Цэренами бежал от преследований Лама Доржи в казахский Средний жуз к султану Абылаю. А мятежные нойоны дербетов Сарал и Убаши Цэрен ушли к императору Цянь Луню. Таким образом, джунгарская внутренняя междоусобица переросла в международную и послужила для соседних стран сигналом об ослаблении Джунгарии.

Быстрее всех в ситуации сориентировался и повел свою игру по принципу «разделяй и захватывай» глава Среднего жуза султан Абылай. Он не выдал мятежников во главе с Даваци, проигнорировав требования Ламы Доржи. Последний в 1752 году с тремя туменами вторгся в кочевья Среднего жуза в восточной Сарыарке. Однако война приняла затяжной характер, и джунгары, фактически проиграв ее, отступили.

Воспользовавшись сообщениями Толеби о полном отсутствии джунгарских войск в западном Жетысу (серьезный просчет Лама Доржи), Абылай в декабре 1752 года отправил туда своеобразный десант из 500 казахов и 150 ойратов-сторонников Даваци и Амурсаны. Это войско стремительным марш-броском обошло Балхаш с запада, вдоль южного берега Или, и в начале января 1753 года, не встретив на пути никакого сопротивления, ворвалось в Урдун, где не были разобраны мосты через Чапчальский ров. Лама Доржи попал в плен и 12 января был казнен. При поддержке казахов новым хунтайджи стал Даваци. После этой блестяще проведенной операции Абылай еще больше утвердился в своих планах установить контроль над Джунгарией.

Даваци оказался ограниченным и жадным, что только добавило огня в пожар джунгарских междоусобиц. Претензии Амурсаны на «полцарства» тоже не были удовлетворены. И тогда Амурсана снова обратился за помощью к Абылаю, который безотказно снабдил союзника уже против Даваци необходимым количеством лошадей и даже выделил казахский отряд. В свою очередь Даваци обратился к помощи зайсанов алтайских теленгитов (толенгутов), которые весной 1754 года полностью разбили казахско-джунгарский отряд Амурсаны. Последний с 20 тысячами хойтов бежал в Халку, где, явившись к китайским властям, заявил о желании служить богдыхану Цянь Луну (1711-1799). Его отправили в Пекин. В дальнейшем это обращение с просьбой о помощи послужило беспроигрышным поводом для захвата и уничтожении Джунгарии. Уже с 1753 года Цины начали покорять местных ойратов со стороны Гобийского Алтая и Восточного Тянь-Шаня. Непокорных казнили или выселяли в Южную Монголию (в общей сложности около 40 тысяч семей). Их потомки до сих пор живут во Внутренней Монголии Китая под родовым именем Джангар в племенном объединении Чахар.

Учитывая предыдущий военный опыт, весной 1755 года огромная китайская армия численностью в 50 тысяч человек отправилась на окончательное покорение Джунгарии. Состоявшая из 10 тысяч маньчжур, 10 тысяч халха и 20 тысяч южных монголов, она была разделена на две части. Собственно китайцев (ханьцев) было порядка 10 тысяч, но они в боевых действиях не участвовали. Питавшие отвращение к войне и насилию ханьцы составляли лишь тыловые отряды – они должны были заниматься земледелием на захваченных территориях и создавать военно-пахотные поселения для снабжения продовольствием.

Пехота состояла в основном из маньчжурских племен, тогда как кавалерия, по аналогии с русскими казаками и волжскими калмыками, комплектовалась из монголов, позже ойратов. Для покорения Джунгарии был использован план генерала Арана, который предложил по мере продвижения войск в глубь территории противника строить в тылу вдоль караванных путей крепости с постоянными военными гарнизонами – туюнами. Первые крепости были построены в Кумуле и Барколе в восточном Тянь-Шане.

Джунгария была обречена, поскольку численность ее армии даже вместе с отрядами казахов была в два раза меньше. Это не говоря уже о превосходстве наступавшего войска в количестве артиллерии и массового огнестрельного оружия.

Прибывшая из Монголии северная часть в 20 тысяч сабель под командованием монгольского генерала Панти (в ее авангарде были хойты Амурсаны) приступила к захвату Монгольского Алтая и Восточного Тянь-Шаня. Южная часть, пришедшая из Маньчжурии под командованием генерала Юн Чуна (ее проводником и авангардом был другой дербетский нойон – Сарал), захватила Тарбагатай и Джунгарскую равнину. Затем Сарал повел своих воинов южнее озера Эбинор, через хребет Борохор для захвата северной части долины Или. А Амурсана двинулся по южному берегу Или, где Панти практически без боя вошел в Урдун – столицу Джунгарии.

Несмотря на помощь в три тысячи казахских воинов от Абылая, не доверявший им Даваци уклонился от боя в районе Текеса и с небольшим отрядом бежал через перевал Юлдуз в южный Тянь-Шань. Но вскоре был схвачен при помощи уйгурского хакима в Уч Турфане, недалеко от реки Аксу, и отправлен в Пекин. Цянь Лун обошелся с ним гуманно, и в 1759 году он умер своей смертью. Между тем Панти, расположившись в Кульдже в качестве главного китайского наместника, объявил о распаде Джунгарии и назначил новых хунтай-джи для каждого из племен Чорос, Дербет, Хошоут и Хойт.

Амурсана, который надеялся, по меньшей мере, на часть Джунгарии, ничего не получил. Чтобы обуздать недовольство бывшего союзника, Панти под конвоем отправил его в Пекин. По дороге Амурсана сбежал в родные кочевья хойтов в Тарбагатае, где при поддержке Абылая вместе с бывшим аманатом аргыном Казак сары поднял восстание против Китая. Собрав остатки войска, осенью 1755 года он вернулся в Кульджу. Панти, уверенный в победе, неблагоразумно распу-стил основную часть армии и остался с 500 воинами в полном окружении, был разбит и покончил с собой.

 

Гибель Джунгарии

После восстановления независимости Джунгарии чоросские тайджи посчитали унизительным для себя подчиняться Амурсане, который был всего лишь хойтским нойоном. Его мать была младшей сестрой Галдан Цэрена, поэтому в глазах чоросов он считался человеком более низкого происхождения. Из-за этой ошибки правящие чоросы и мятежные хойты почти целиком были истреблены Цинами.

В стане восставших возобновились раздоры и кровавые междоусобицы, которые усугубились опустошительными набегами казахов и кыргызов, почувствовавших слабость бывших тиранов. Дороги Джунгарии были усыпаны трупами, реки краснели от пролитой человеческой крови, а воздух был полон дыма от горевших монастырей и кибиток. В период 1753-1755 годов казахи угнали в плен из Или и Эмиля (Джунгарская равнина) более 10 тысяч семей. Амурсана, став хунтайджи, в отместку за поражение в 1754 году казнил 15 алтайских зайсанов и передал Абылаю еще 7 тысяч семей теленгитов. В общей сложности более 100 тысяч ойратов были распределены между казахскими племенами, где они и ассимилировались.

Киргизы из Алая под предводительством Кубатур-би из рода Кушчу захватили долину Таласа, а сарыбагыши – верховье Чу и Иссык-Куль. Сами джунгары стали откочёвывать из центральных районов: дербеты – в Кобдо Монголии, а часть хошоутов – в Кашгарию. Китайцы же с удовлетворением наблюдали за разбродом в стране заклятого врага, стремясь усилить разногласия, радушно принимая беглецов. Таким образом, предчувствуя бессилие джунгарского волка, китайский дракон начал готовиться к последнему и решающему броску.

Весной 1756-го циньская армия под командованием маньчжурского генерала Чао Хуэйя осадила Урумчи и весной следующего года прошла до Эмиля и Тарбагатая. Маньчжуры вместе с 5 тысячами дербетов нойона Сарала двинулись маршем к Кульдже. Амурсана пытался организовать сопротивление и даже выиграл несколько маленьких сражений. Но в конце концов маньчжуры, использовав численное преимущество и перегруппировав силы, разбили джунгар. Бросив все, Амурсана снова бежал к казахам. Преследуя его, маньчжуры переправились через Иртыш и вышли на земли Среднего жуза.

Это было концом Джунгарии – последней империи кочевников, которая в 1761 году превратилась в Циньское наместничество.

С. Курдеев

(По материалам открытых источников)

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина