Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Людские потери в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

02.07.2021

Исследование любого исторического события – это процесс длительный, нередко сопряженный с большими трудностями. Сложность освещения истории войны состоит в том, что нередко она не сохраняет всех документов, и многое остается незафиксированным, неизвестным, навсегда утраченным. Поэтому историк, изучающий войну, должен обладать не только большим профессиональным мастерством исследователя, глубокими общими и специальными знаниями, но и научной объективностью суждений и выводов. Необычайно велика ответственность исследователя, т.к. его труды, получая выход в широкую исследовательскую читательскую аудиторию, формируют общественное мнение о важнейших событиях войны, об итогах и результатах, их влиянии на последующий ход истории, что делает исследование его содержания и динамики актуальной научной проблемой.

Самыми страшными результатами войн являются людские потери. Вторая мировая война по своим масштабам и ожесточенности, людским потерям и материальным издержкам не имеет себе равных в истории человечества. Военные действия охватили все части света. Таких людских потерь, как в этой войне, никогда прежде не было. В течение 7 лет ежегодно погибало в среднем по 8,5 млн человек. Самые большие потери понесли государства Европы. Половина из погибших человек приходится на СССР.

Велик урон, причиненный действиями немецко-фашистских войск народному хозяйству СССР. Он достиг почти 41% материальных потерь всех стран, участвовавших в войне. Полностью или частично было разрушено и сожжено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень, уничтожено около 32 тыс. промышленных предприятий и 65 тыс. км железнодорожных путей, разорено 98 тыс. колхозов, около 1,9 тыс. совхозов и 2,9 тыс. машинно-тракторных станций. В совокупности около 30% национального богатства.

Вопросы о человеческих потерях в военные годы являются темой обсуждения в научной, специальной и популярной литературе, поскольку помимо статистического значения они имеют острый политический и нравственный подтекст. Трудности восстановления подлинной картины заключаются в том, что до последнего времени не было достоверной архивной информации из официальных источников, а также отсутствовала единая система критериев учёта людских потерь в годы Великой Отечественной войны. Поэтому историки, демографы, военные статистики называли различные цифры. Диапазон их достаточно велик. Потери определяются от 7 до 46 млн. человек.

Для подсчета общих людских потерь обычно применяется метод демографического баланса. Баланс включает, помимо численности населения на начало и конец периода, следующие компоненты: естественный прирост за годы войны, убыль населения за счет естественной смерти, число погибших военнослужащих и гражданского населения, а также прочие потери – перемещенные лица, невозвратившиеся военнопленные и т.д. Использование этого метода для оценки людских потерь СССР предполагало наличие примерной информации о численности населения на начало и конец войны, а также обо всех событиях, влиявших на демографическую динамику в период предвоенной и послевоенной переписями населения. По всем этим составляющим расчета фигурируют разные оценки.

В настоящее время, по данным межведомственной комиссии по подсчёту потерь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. общие демографические потери страны за военный период составляют 26,6 млн чел., из них потери действующих вооруженных сил 8, 6 млн чел., остальные –гражданское население: женщины, старики, дети. Общие демографические потери СССР были выше фронтовых.

Однако процесс подсчета потерь продолжается на региональном и общероссийском уровнях. За годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. по данным книг призывов военных комиссариатов, из Ойротской автономной области ушли на фронт 42268 человек, из них 707 женщин.Общее число погибших составляет 21299 человек, или 67,1%, в том числе 83 женщины, или 26,6% от числа женщин-фронтовичек. Вернулись домой 10445 человек.

Из призванных воинов горно-алтайцев, ушедших на фронт, не найдено ни среди погибших, ни среди вернувшихся с фронта – 10524 человека (24,9%). Документально установлена судьба 31744 воинов, или 75,1 призванных в армию.

Для малонаселенного региона изъятие такого контингента самых деятельных людей стало ощутимой тяжестью. До войны согласно Всероссийской переписи населения 1939 г. в нашей области проживало 162179 чел., в том числе 76566 мужчин и 85613 женщин. Особенно остро данное обстоятельство отразилось на мужской части общества. Среди призванных в армию 41561 человек (или 98,3%) – мужчины в возрасте от 18 до 50 лет.

Относительное представление об этих потерях могут дать следующие цифры. Самые большие потери понесли Чойский район (78%), Шебалинский (75,7%), Усть-Коксинский (74,5%), Кош-Агачский (72%), Усть-Канский (71,4%), Улаганский (71%). Среди погибших большая часть приходится на воинов, родившихся ранее 1923 года, – 17753 чел., или 83,4%, т.е. людей зрелых, обладавших специальностью, имевших семью, детей.

По годам Великой Отечественной войны людские потери были не равномерными. В 1941 г. они составили 13,4% (2848 чел.), в 1942 г. – 30,4% (6470 чел.), в 1943 г. – 29,2% (6210 чел.), в 1944 г. – 16,9% (3607 чел.), в 1945 г. –7 % (1487 чел.), год гибели неизвестен – 3,1% (677 чел.).

Уходили на фронт и молодые 18-19-летние мальчишки. В боях погибли 3546 воинов-горно-алтайцев 1923-1927 годов рождения, или 16,6%.

На защиту Родины встали люди самых разных национальностей: русские, алтайцы, казахи и другие, проживавшие в то время на территории области. С полей сражений не вернулись 67,4% алтайцев, 67,1% русских, 67% казахов, 65% представители других национальностей.

Более значительными были потери среди фронтовиков-алтайцев Чойского района (83,1%), Усть-Коксинского (76,5%), Шебалинского (74,8%), Кош-Агачского (72,9%),  Улаганского (71,4%).

Среди погибших русских воинов преобладали жители Кош-Агачского района (80%), Чойского (77,5%), Шебалинского (76%), Усть-Канского (75,9%), Усть-Коксинского (74,3%) районов. Из числа казахов-участников Великой Отечественной войны, дальнейшая судьба которых известна, погибли на фронтах все призванные из Улаганского, Майминского, Чойского районов, 95,3% призывников из города Горно-Алтайска, 83,3% из Усть-Коксинского и 71% из Усть-Канского районов.

Не было ни одной крупной боевой операции, в которой не участвовали бы наши земляки. Среди защитников своей страны есть имена 25 наших земляков, героев Советского Союза, двое – полные кавалеры ордена Славы.

Гибель в боях, смерть от ран, болезней, голода повлекли резкое сокращение численности населения. Война по существу представляет собой демографическую катастрофу, имевшую не только ближайшие, но и довольно отдаленные последствия. Наряду с прямыми потерями населения имеют место и не менее важные косвенные потери. Это, прежде всего, влияние на естественное воспроизводство населения, обусловленное массовой мобилизацией мужчин в армию, приведшей к разрыву супружеских связей, отложенным бракам и нереализованному рождению детей.

Если в довоенном 1940 г. население нашей области увеличилось на 5462 новорожденных, то в военном 1943 г. лишь на 1115. Низкий уровень жизни, недостаточное медицинское обслуживание и, как следствие, повышение заболеваемости вызвали рост смертности. Сложилась такая ситуация, для которой характерной стала отрицательная демографическая динамика, когда смертность превышает рождаемость. Так, в 1942 г. число умерших было выше числа родившихся на 860 чел., еще более увеличился этот показатель в 1943 г. – 1006 чел. Несколько улучшилось положение в 1944 г. – число смертей превзошло число рождений лишь на 66 чел.

Война повлияла и на качество населения, коренным образом изменив возрастно-половую структуру и семейный состав. Наибольшие относительные потери в войне пришлись на мужчин призывного возраста. На полях сражений погибли миллионы молодых мужей, оставив миллионы вдов. Другие женщины не смогли выйти своевременно замуж, поскольку на фронте погибли их потенциальные женихи. В нормальных условиях численность мужчин и женщин у сверстников в молодых возрастах примерно равна (мальчиков всегда рождается больше, но у них и смертность выше). В 1943 г. среди сельского населения, составляющего основную часть жителей нашей области, в возрастной когорте от 18 до 24 лет мужчин насчитывалось в 5,7 раза меньше, чем женщин. В возрастной когорте от 25 до 49 лет женщин было больше в 4,8 раза.

В 1944 г. этот разрыв еще более усугубился: в группе 18-24-летних – в 6,3 раза, в группе 25–49-летних – в 5,1 раза. Незначительно изменилось это состояние в 1945 г. В возрастной когорте 18-24-летних доля мужчин была меньше в 4,9 раза, в возрастной группе 25-49 лет – в 5,2 раза. Нарушенное демографическое равновесие было восстановлено в этих возрастных группах только к 1970 году. Тем не менее, инерционность демографических процессов обусловила тот факт, что вступление в бракоспособный возраст малочисленных поколений, родившихся в годы войны, приводило к снижению уровня брачности на протяжении многих лет.

Существенную деформацию претерпела профессиональная структура, так как самые разрушительные изменения произошли в возрастных группах трудоспособного населения. Негативно отразилась война на образовательном и культурном уровне молодого поколения из-за плохого функционирования и материального обеспечения культурно-просветительных и образовательных учреждений.

Наследием войны стали десятки миллионов физически и душевно искалеченных людей, боль памяти о безвозвратно ушедших, массовое одиночество женщин, сиротство, безрадостное существование пожилого населения, пережившего своих погибших детей, недоедание. Все это отразилось на биологическом и психическом развитии будущих поколений.

За годы войны резко сократилось население Ойротской автономной области на 55,9 тыс. или на 33,9% (со 165 тыс. в 1941 г. до 109,1 тыс. в 1945). Потери населения были столь значительны, что потребовалось почти четверть века для восстановления довоенной численности. Только в 1970 г. население нашего региона достигло и немного превысило довоенный уровень, составив 168,2 тыс. чел. Если же принять во внимание нереализованные рождения в военные годы, то потери населения возрастают еще более. По данным статистического оперативного учета, в предвоенные годы многолетний среднегодовой естественный прирост населения Ойротии составлял 2,96%, или 4800,6 человека. Предполагая неизменным режим воспроизводства населения и игнорируя миграцию, можно установить, что в 1945 г. гипотетическое население нашего региона достигло бы 190,9 тыс. чел. Таковой его численность стала лишь в 1989 г.

В России проводится работа по восстановлению памяти о погибших героях. Неоценимую помощь в этом оказывает Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО, г. Подольск Московской области). В ЦАМО учёт людских потерь ведётся по двум направлениям: движение и потери офицерского состава РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии); персональный учёт безвозвратных потерь рядового и сержантского состава.

В 2007 г. Министерством обороны РФ был создан электронный архив «Мемориал», который содержит информацию о погибших и пропавших без вести в годы войны. По данным сайта, по состоянию на октябрь 2019 г. архив включал около 17 млн цифровых копий документов о безвозвратных потерях и 20 млн именных записей о потерях Красной Армии в войне.

В Республике Алтай издано пять томов Книги Памяти погибших воинов-алтайцев на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Четыре тома книги «Они сражались за Родину» о воинах горно-алтайцах, вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Однако, составителям Книги Памяти не удалось выявить сведения по всем персоналиям. Отсутствуют сведения о дате гибели у погибших, о дате рождения, о причине гибели, о воинском звании, о захоронении.

Несовпадение данных с общим числом потерь связано с отсутствием сведений у большинства военнослужащих по причине смерти. В ходе войны к основным причинам смерти принято относить такие, как «погиб в бою», «умер от ран», «умер в плену», «пропал без вести». Хочется подчеркнуть, что встречающиеся в докладах, выступлениях и литературеданные о потерях следует использовать ответственно и осторожно. Особенно это касается данных о раненых и пропавших без вести. Ведь некоторое количество раненых воинов после излечения возвращалось в строй, другие увольнялись из Вооружённых Сил по инвалидности, а определённая часть – умирала от ран. Не менее сложным является и учёт без вести пропавших. Среди них были попавшие в плен; умершие (или всё-таки уцелевшие) в фашистских концентрационных лагерях; дезертировавшие и выехавшие в другие страны.

Правительство Республики Алтай приняло распоряжение о создании рабочей группы по подготовке к изданию шестого тома Книги Памяти Республики Алтай и созданию электронного банка данных о погибших или пропавших без вести в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В настоящее время формируется электронная база. Книга Памяти дает возможность жителям Республики Алтай установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить места их захоронения. Также здесь имеется информация о звании погибшего, части, в которой он служил, дате и причине смерти (убит, умер от ран, пропал без вести) и месте захоронения.

Учет численности призванных и мобилизованных в то военное время ныне основывается на данных сохраненных книг призыва. В июле 2015 г. Военным комиссариатом Республики Алтай с участием руководителя учреждения Денисенко О.М. была организована работа по передаче архивных документов с 1938 по 1947 гг., находящихся на хранении в отделах военного комиссариата Республики Алтай по муниципальным образованиям. Материалы военных лет включают именные списки земляков-горно-алтайцев призванных, погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны. Сотрудники военного комиссариата со времен войны и до сегодняшних дней бережно хранили документы военных лет, которые со временем пришли в обветшалое состояние. Во время боевых действий списки призванных и другие документы записывали на нестойких материалах, а время и непогода навсегда стирали персональные данные, поэтому многие до сих пор остаются безвестными. Архивы военкоматов не имеют технической возможности обеспечить необходимые условия для хранения редких документов. Государственный архив Республики Алтай принял 87 книг и журналов, включающих более 18 тысяч документов. Эти материалы позволят проследить судьбу более 42 тысяч фронтовиков-горно-алтайцев. Свой посильный вклад в благородное дело увековечивания памяти воинов внесли сотрудники военкомата, занимавшиеся обработкой материалов: Тарабрина Е.П., Спицына С.И., Третьякова М.Л., Берсенева З.Т., Шадрина Е.В., Бондаренко В.Н.

Большая поисковая работа по сбору документальных материалов проводится под руководством Вилисова А.М.,возглавляющего отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». Благодаря деятельности общественной организации работа над Книгой Памяти была вновь возобновлена. Осуществляется и работа с привлечением поисковиков из других регионов, анализируются документы.

Поисковики из Республики Алтай принимают активное участие во Всероссийских и международных поисковых экспедициях в Тверской, Смоленской, Калужской, Ленинградской, Новгородской областях – в местах, где в годы Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои. На протяжении последних лет собран большой материал по установлению судеб наших земляков, не вернувшихся с полей сражений, о которых систематически размещается новая информация в республиканских газетах.

С 2012 по 2017 гг. на территории Республики Алтай военным комиссариатом РА совместно с поисковым отрядом «Вымпел» были проведены мероприятия по перезахоронению 11 воинов участников Великой Отечественной войны.

До этого, поисковики из Алтайского края в 2010 г. в г. Горно-Алтайске на торжественном мероприятии «Назови всех поименно» вручили родственникам двух погибших красноармейцев адресные ленты из медальонов, найденных при раскопках на местах боев Сибирского батальона в Республике Карелия 7 сентября 1941 г.

Поисковые отряды, на территории которых проходили сражения в период Великой Отечественной войны, не закончили поиски и захоронения павших на полях сражений воинов Красной Армии. Прах многих тысяч воинов до сих пор не предан земле, не установлены их имена. Среди не захороненных есть и останки воинов горно-алтайцев, отважно сражавшихся в составе Сибирских и других частей и соединений Красной Армии. Незавершенна обработка документов в центральных государственных архивах. Затрудняет работу и то факт, что после войны в военкоматах не было должного учёта вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. Исследователям предстоит ещё немало потрудиться, чтобы получить более полные сведения осудьбе призванных в Вооружённые Силы из Горного Алтая.

Г. Эшматовакандидат политических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института алтаистики им. С. С. Суразакова

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина