Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Проблемы на рынке дикоросов

22.07.2021

В российских лесах произрастают сотни видов пищевых и лекарственных растений. По проведенному экспертами анализу эксплуатационные запасы только самых распространенных растений – орехов, ягод, грибов составляют 7,4 миллионов тонн, а биологические запасы – 13,4 миллиона тонн. Они имеют большое социально-экономическое значение, поскольку не только широко используются населением, но для многих сельских регионов являются средством существования.

Развитие сферы заготовки дикоросов придаст импульс развитию российского села, агропромышленного комплекса в целом и будет способствовать созданию новых рабочих мест, росту доходов населения, обеспечит приток инвестиций считает сенатор Совета Федерации РФ Татьяна ГИГЕЛЬ.

Татьяна Анатольевна, какие проблемы, на Ваш взгляд, сдерживают развитие рынка дикоросов?

– Прежде всего, я бы выделила межотраслевой характер регулирования отрасли. С одной стороны, дикоросы относятся к пищевым ресурсам. В 2019 году они были отнесены к ведению Министерства сельского хозяйства, при этом  они находятся в лесном фонде, то есть в ведении Минприроды. Все это порой влечет за собой двойное администрирование и, как следствие, несогласованность действий, затягивание принятия решений.

Кроме того, в последнее время существенно сократилась доля сельского населения и, соответственно, уменьшилась численность граждан, готовых заниматься на постоянной основе сбором дикорастущих пищевых и недревесных ресурсов леса. Сказываются климатические особенности нашей страны – ярко выраженная сезонность сборов.

К тому же экспертное сообщество отмечает, что нет полной эколого-ресурсной оценки запасов дикоросов, наблюдается дефицит квалифицированных кадров, отсутствие специализированной инфраструктуры и перерабатывающих предприятий, а также низкая транспортная доступность. Кроме того, очень часто сырье заготавливают одни, а переработкой и реализацией занимаются другие, что негативно сказывается на объемах заготовок и ценах на дикоросы.

К числу сдерживающих факторов развития отрасли я бы отнесла отсутствие системного финансирования отрасли. Банки очень осторожно подходят к кредитованию компаний, которые занимаются закупками, заготовкой и переработкой дикоросов. Несмотря на то, что в 2019 году дикоросы были отнесены к ведению Министерства сельского хозяйства, достаточно много неурегулированных моментов, когда компаниям, которые работают в этом секторе, приходится брать кредиты чуть ли не на условиях потребительских кредитов. Таким образом, дорогие и не системно поступающие деньги вызывают удорожание дикоросов и продуктов на их основе. Отсутствует единая система контроля и надзора, не выработаны единые подходы к стандартизации и сертификации в соответствии с международными требованиями.

При этом по экспертным оценкам профессионального сообщества в отрасль нужно более 15 миллиардов рублей только для развития закупок.

– Проблем действительно много. А Вы могли бы назвать главную, на Ваш взгляд?

– К главной проблеме, сдерживающей развитие отрасли, я бы отнесла несовершенство правового регулирования, которое выражено в несогласованности правовых норм. Процесс заготовки дикоросов регламентируется универсальной нормативной правовой базой. Между тем, сбор и заготовка различных видов дикоросов имеют свои отличительные особенности, которые не учитываются в регламентирующих документах.

– У Вас есть конкретные предложения?

– В целях развития заготовительной деятельности необходимо ускорить принятие проекта закона №548919-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в  закон Российской  Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, и их союзах) в Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд)».

– Как Вы считаете, реально ли легализировать «серый» или «черный» рынок дикоросов в Российской Федерации?

– Думаю, что да. И первые шаги к этому уже делаются. Выработанные нашим Экспертно-консультативным советом рекомендации по совершенствованию норм правового регулирования и выработки механизмов государственной поддержки в сфере заготовки и переработки дикорастущих плодов, ягод и другого дикорастущего сырья неоднократно направлялись в соответствующие министерства, ведомства, в Правительство Российской Федерации. 11 февраля 2021 года принята «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года», где предусмотрены меры развития и государственной поддержки в сфере заготовки и переработки пищевых лесных ресурсов.

В проекте плана реализации стратегии предусмотрен пункт «Проведение комплексного анализа сырьевой базы пищевых и лесных ресурсов». Планируется размещение сведений в Федеральной государственной системе лесного комплекса.

По мнению экспертов, так называемый серый или же чёрный рынок дикоросов в значительной степени связан с тем, что представители иностранных закупщиков, действующие внутри страны, закупают дикоросы для экспорта и в дальнейшем умышленно занижают стоимость вывозимых дикоросов в 10, а то и в 20 раз с целью того, чтобы не возвращать в страну валютную выручку.  Я много лет тесно работаю с «Союзом переработчиков дикоросов – Национальный экоресурс». По инициативе президента союза Юрия Рудакова как автора проекта и союза переработчиков дикоросов «Национальный экоресурс» они запускают в работу цифровую платформу «Дикоросы», которая победила на конкурсе АСИ и Фонда Росконгресс. Сейчас она внедряется уже в 5-ти пилотных  регионах России (Красноярский край, Бурятия, Республика Коми, Московская и Иркутская области), готовы подключиться Смоленская, Брянская области, республики Хакасия и Тыва, Приморский и Хабаровский края.

– В чем особенности «цифровой платформы»?

– Цифровая платформа «Дикоросы» позволит безопасно рассчитываться с участниками отрасли, а также увидеть, какие дикоросы заготавливаются, определить место их сбора, объемы заготовок. То есть упорядочить процесс заготовки и переработки от таежной поляны до стола потребителя.

Даже те, кто продает дикоросы у обочин дорог на стихийных рынках, смогут это делать цивилизованно, не подвергая риску ни себя, ни потребителей.

– С чем связано колебание цен на рынке дикоросов?

– На это влияет их урожайность, дефицит дикоросного сырья, который составляет примерно 200% от существующего объема сбора. Ну и, конечно, в начале сезона дикоросы всегда дороже, чем во время их массового сбора. К тому же к удорожанию приводит естественная инфляция и ситуативные факторы, связанные с дефицитом средств у закупщиков. Поскольку погода в последние годы нестабильная, сложно спрогнозировать, каким будет урожай. А еще в большинстве регионов нет таксационных данных по запасам дикоросов.

– Татьяна Анатольевна, на Ваш взгляд, рынок дикоросов у нас в стране легальный или все-таки нет?

– По большому счету рынок дикоросов у нас легальный, поскольку существует два основных пути их попадания в экономический оборот. Это – через компании и предпринимателей, которые берут лесные участки в аренду для заготовки дикоросов. И, во-вторых – закуп дикоросов у граждан, которые имеют право собирать их для собственных нужд и реализовывать излишки без налогообложения и без ограничения в количестве.

Так называемый «серый» или «черный» рынок дикоросов – это оборот, который не отражается в документах или проходит по заниженным ценам с целью отправки на экспорт. Серьезным фактором для внутреннего рынка является и НДС 20% на дикоросную продукцию. Этот налог давит на рынок и вызывает значительное удорожание продукции в торговых сетях и супермаркетах.

– Сегодня что-то реально делается для увеличения доверия покупателей  к продукции, получаемой на основе дикоросов?

– Для того, чтобы сделать прозрачным происхождение сырья и увеличить уровень доверия покупателей к продукции из дикоросов, есть инициатива Союза переработчиков дикоросов – Национальный экоресурс о поддержке проекта цифровой платформы «Дикоросы». Сейчас проект уже проходит пилотное внедрение в пяти регионах страны, и от его результатов будут зависеть перспективы развития всей отрасли, в масштабах страны.

Нина Витовцева

 

ТОП

Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года

Олег Хорохордин. Алтай Республиканыҥ бажында — бир јыл

       Олег Хорохордин Алтай Республиканы туй ла бир јылдыҥ туркунына башкарып јат. Бу кыска ӧйгӧ тергееде ондор тоолу школдор, балдардыҥ садиктери, фельдшерско-акушерский пункттар, јолдор ло кӱрлер чыныкталып тудулган. Башчы келер ӧйгӧ оноҥ до кӧп иштер темдектеп алган.

«Эҥ баштапкы болуп Гуркин артар…»

«Jаҥы jурукчылар чыгар, оны (кеендик-санатты) европей кемине кӧдӱрер, jе бу jолдо эҥ баштапкы болуп Г. И. Гуркин артар…»—деп, 1907 jылда Григорий Ивановичтиҥ Томск калада ӧткӧн таҥынаҥ баштапкы кӧрӱзи керегинде  Петербургтыҥ критиги М. Далькевич бичиген. Оноҥ бери  чактаҥ ажыра ӧй ӧтти.