Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Слово об Алтае

18.03.2022

Маленький уголёк и неусыпное пламя золотой От-Эне – хранительницы твоих очагов. Из дали вековечной Древо рода-племени нашего – могучий Темир Бай-Терек, Стальной тополь, имеющий девяносто девять разветвлений, открытый ветрам всех четырёх сторон света. Тот из нас, кто оставался под камнем Алтая, тот вновь возрождался к свету, прорастая сквозь кровь, как вечный побег и создавал долгие песни – память о павших в глубинах сизых времён. Золотой колыбелью своей называют Алтай племена и народы, те, что ушли давным-давно, покинув навсегда его прекрасные степи и чудные горы. Золотой Горой, стоящей на равном удалении от четырех океанов, почитая и преклоняясь, издревле нарекают Алтай. Стоит он на тверди земной, стыкуя собой две половины Великой Степи – мир тюрков и мир монголов. На Алтае сошлись три учения, три драгоценности духа – слова Будды, Христа, Магомета, а высоко над ними, как над тремя вершинами Юч-Сюмера, всё то же Вечное Синее Небо – Кёк Тенгери. О, Алтай, Алтай-Хангай, вечная родина…

Бронтой Бедюров унаследовал алтайскую народную литературную традицию по линии отца – поэта-фронтовика Янги Бедюрова из рода кара-тодош, и по линии матери Розы-Ток из рода кара-майман. Литературные способности проявились еще в школьные годы, первые стихи были опубликованы на алтайском языке в газете в 1962 году, когда автору было 15 лет. В 1969-м, когда ему было 22 года, вышел первый сборник стихов «Краски гор». Включая годы учебы в Литературном институте имени А. М. Горького, в аспирантуре Института востоковедения Академии наук СССР, в течение 12 лет вышли в свет сборники «Песнь молодого маймана», «Узоры – миниатюры», «Месяц возрождения», «Небесная коновязь», «Эл Бабурган», «Возраст воли», «Твердыни Алтая», «Языческий ковчег». Большое место в творчестве Бедюрова занимают устная литература-фольклор, история и философия Алтая, облаченная преданностью первоначальной традиции, освещённой в русской литературе именами Ломоносова, Жуковского, Белинского, Некрасова. Именно поэтому его творческий, общественный, государственный, духовный путь направлен на сохранение и укрепление Российского мира, его основ и исторической силы.
Примечательно, что до писательской стези юный Бронтой Янгович начинал как диктор на радио, и получил прозвище от коллег за прекрасную дикцию и особый тембр голоса «алтайский Левитан», памятуя о знаменитом Юрии Левитане, дикторе Всесоюзного радио. В молодости Бронтоя отличала удивительная работоспособность и умение мгновенно переключаться. Эфиры на радио в советский период были для всей страны сигналом к началу дня, передавалось точное время, главные новости. Диктор должен был прибыть за час до эфира, однако зимой добираться до студии к 5 часам утра было не всегда удобно, да и небезопасно. Но, даже опоздав, Бронтой успевал прямо к началу радиопрограммы, мгновенно усаживался за микрофон и читал новости на должном уровне. Впоследствии, когда Бронтой Янгович уже возглавил Горно-Алтайский радиокомитет (ныне «выросший» до уровня региональной телерадиокомпании «Горный Алтай»), он первым делом закрепил служебный транспорт за дикторами, для своевременной и надежной доставки их к рабочему месту. В 1997 году, к 50-летию, Бронтой Янгович Бедюров был удостоен высокого профессионального Знака Почетного радиста России.
Совмещая литературную творческую деятельность с журналистикой, в то время многие писатели, и Бронтой Бедюров в их числе, создавали публицистические произведения и тем самым развивали единственную газету на алтайском языке «Алтайдыҥ Чолмоны» новым, остросовременным содержанием. Будучи корреспондентом, он в командировках встречался с людьми, живущими высоко в горах, на дальних урочищах и аймаках. Содержательной базой для произведений безусловно стало разнообразнейшее духовное творчество народа: героический эпос, сказки, легенды и предания, песни, пословицы, загадки, исполненные народными сказителями (кайчы) и певцами (кожоҥчы).
Одними из основных личностных характеристик Бронтоя являются его харизматичность, глубина мысли, фундаментальные знания. Многие коллеги отмечают его прогностические способности – еще в 80-х годах прошлого века он допускал мысль, что страны Европы объединятся. Тогда это звучало невероятно, теперь же привычен Европейский Союз. За год-два до начала роспуска Советского Союза, он предчувствовал, что впереди глобальные перемены, переживал за большую страну СССР и свой Алтай, маленький и столь важный для России. Кто знает историю, прошлое – тот может и предположить будущее.
Любовь к Родине – одно из самых его сильных чувств и стимулов жить и действовать. Ведь он ребёнок по имени Фронтовой, родившийся после Великой Отечественной войны, когда дошедший до Берлина и вернувшийся раскрошенным отец-фронтовик Янга Бедюров, писавший свои стихи прямо в окопе, зачал и родил сына и подарил ему море отцовской «послевоенной» любви. И сын впитал от отца радость мирной жизни как дар свыше, после тяжелейших боёв, и неизгладимое чувство победы над фашизмом. И пусть он родился после 1945 года, но слова «дети войны» относятся к нему в полной мере. Его поколению предстояло выжить в неимоверных условиях, и заново выстроить страну, запустить космические корабли, написать величайшие произведения, взрастить самую читающую нацию в мире. В стиле жизни того поколения наш Бронтой занимает своё заслуженное место, низкий поклон им, детям войны, за пример отваги и стойкости, за мир через культуру, за нашу нынешнюю свободу и равноправие, за хлеб на столе и чистые родники… Отсюда и неудивительно, что в ключевом для Республики Алтай 1992 году он, наряду с самыми ответственно подготовленными единомышленниками, вошел в состав Президиума Верховного Совета Республики, тогда она по его предложению была названа Республика Горный Алтай, а затем Республика Алтай. Бронтой Янгович являлся председателем Постоянной комиссии по вопросам внешних сношений и защиты интересов республики. В Президиум Верховного Совета входили Валерий Чаптынов, Даниил Табаев, Мария Гайдабрус, Семен Зубакин, Игнатий Сумачаков, Владимир Торбоков и другие, и по предложению депутата Б. Бедюрова включили от казахской части населения Ауельхана Джаткамбаева, а от старообрядцев Е. Иродова. Верховный Совет издал легендарное постановление №18-1 от 6 февраля 1992 г. об образовании первого правительства, под председательством Петрова Владимира Ивановича, членами правительства тогда стали Алексей Ялбаков, Александр Алчубаев, Александр Завьялов, Александр Серебренников, Алексей Тюхтенев, Иван Белеков и другие.
И началась работа по созданию и развитию Республики Алтай – субъекта Российской Федерации, благодаря чему мы обрели органы исполнительной, законодательной и судебной власти, стали возрождать культурные корни и работать напрямую с федеральным центром и Сибирским федеральным округом. Позднее Б. Я. Бедюров возглавлял Комитет печати и информации, который в последние годы преобразован в Комитет по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай.
Говоря о знаниях, мышлении и образованности Бронтоя Янговича, следует отметить, что эти качества – результат упорного труда. Не с первого раза попав в Москву, обретя возможность учиться и работать, пробиваясь с огромным трудом, он не замкнулся в поэтической среде. А стал штудировать научные издания в ведущих библиотеках страны. Поглощал, систематизировал труды об истории Алтая, находя в первоисточниках ценнейшую информацию. Может рассказать не только об истории алтайских родов (сёоков), но и о том, что происходило много лет назад, о происхождении и исторических судьбах Алтая. Он блестяще владеет информацией гораздо большей – историческим материалом о развитии целых народов, стран и государств. Поэтому его знания этнографического мате-риала пришлись по вкусу не только ученым антропологам и этнографам, но понадобились на службе государству.
В 2000 году началась президентская кампания Владимира Путина. Страна тогда находилась в плачевном состоянии, а личность Путина и его возможности как государственного деятеля еще только предстояло раскрыть. В число 535 человек, доверенных лиц В. В. Путина, включили и Б. Я. Бедюрова. Дове-ренные лица Владимира Путина встречались с людьми лично по всей стране, вели консультации, причем были командированы в незнакомые для них до того регионы. Россия – страна большая, с множеством нюансов, чаяний и опыта. Необходимо было преодолеть множество барьеров, и как доказало время и заслуги, – с приходом Владимира Путина в России началась настоящая перестройка, направленная на улучшение жизни общества – Россия-матушка преодолела застарелые этнические конфликты, обрела веру в себя, посмотрела на себя с уважением.
Бронтой Бедюров – яркий оратор и полемист. Это его слова: «Нам, россиянам, свойственен своеобразный менталитет. В маленьких, сытеньких, богатых странах мы помираем со скуки. Нам нужно другое: большая деревня на 1/6 часть света, в которой все свои».
По окончании второго-третьего курсов в Литературном институте Бронтой ощутил незримую поддержку, а затем и признание со стороны маститых коллег. Так, его стихи стали с удовольствием переводить Ярослав Смеляков, лауреат Госпремии СССР, автор цикла стихов «День России», Лев Ошанин, знаменитый поэт-песенник, который был руководителем по литературному семинару. Они рекомендовали Бронтоя Бедюрова в члены Союза писателей, и уже много лет кряду Бронтой Бедюров является Сопредседателем Союза писателей России. В 90-х годах XX века года работал секретарем Союза писателей России по национальным литературам, владеет знанием всех народов России от абазинского до якутского. Примечательно, что в тот же период русские писатели предлагали Бронтою Бедюрову стать первым сек-ретарем Союза писателей России, на что он ответил: «Дорогие друзья, коллеги! Большая честь для меня быть неотъемлемой частью русского мира, русского слова, и вместе с тем скромно попрошу дать возможность позаботиться и о национальных литературах народов России». Как один из долгожданных и ценных результатов усилий писательского сообщества, под эгидой Организационного комитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в Российской Федерации (председатель Сергей Нарышкин) вышли в свет четыре уникальные книги из серии «Современные литературы народов России»: Антология поэзии, Антология детской литературы, Антология прозы и Антология драматургии. Готовится к выходу в свет Антология публицистики. Эта книга не имеет аналогов ни в отечественном, ни в мировом книгоиз-дании. Впервые в истории новой России, под одним переплетом собраны лучшие произведения лучших авторов нашей многонациональной страны. В Антологию вошли стихи на 57 национальных языках и их художественные переводы на русский язык, а также содержатся справки о каждой национальной литературе и библиографические справки об авторах произведений. Книга является незаменимым энциклопедическим инструментом для государственных органов власти, национальных творческих и научных элит, поэтов-переводчиков.
Дни славянской письменности и культуры, ставшие уже привычным концептуальным событием современности в Российской Федерации, брали свое начало при участии лидеров писательского цеха. Политика сближения писательской организации с Рус-ской Православной Церковью на основе защиты базовых человеческих ценностей оформилась во Всемирный Русский Народный Собор, ставший главной общественной трибуной в затянувшиеся десятилетия государственного идеологического кризиса. Вот почему Бронтой Бедюров является академиком Академии Российской словесности, действительным членом РАЕН, лауреатом Всероссийской литературной премии им. Н. М. Карамзина «За отечествоведение». Близкая дружба связывала Бронтоя Янговича с Сергеем Михалковым, председателем Правления Союза писателей РСФСР, тем самым автором текстов гимнов СССР и стихов про дядю Стёпу-милиционера. Именно благодаря личному вкладу Бронтоя Бедюрова, Литературный Фонд Союза писетелей СССР под руководством Сергея Михалкова выделил средства на строительство многоквартирного жилого дома для писателей, а руководитель Горно-Алтайской автономной области Михаил Васильевич Карамаев лично курировал строительство дома, контроль за строительством осуществлял В. А. Облогин, в ту пору молодой перспективный управленец-хозяйственник. Так, все писатели Горного Алтая получили жилье и возможность жить и работать в достойных условиях.
В конце 1980-х–начале 1990-х годов по инициативе Бронтоя Бедюрова были подготовлены и изданы на русском языке произведения почти забытых зачинателей алтайской письменной литературы конца XIX – начала XX веков: М. В. Чевалкова, И. М. Штыгашева, М. В. Мундус-Эдокова, П. А. Чагат-Строева, Г. И. Чорос-Гуркина и других. Это книги «Мудрый богатырь» (1987) и «Памятное завещание» (1990). Самое значимое творение поэта и востоковеда Бронтоя Бедюрова – его «Слово об Алтае», «Алтай учун сӧс».
Б. Я. Бедюров также известен своими переводами на алтайский язык повестей Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и «Земля людей», ряда произведений классика новой японской литературы Рюноске Акутагавы, стихов Назыма Хикмета, французского поэта Поля Элюара и многих советских поэтов.
Если задаться поговоркой, что настоящий мужчина должен построить дом, посадить дерево и родить сына, то полагаю, что у Бронтоя Янговича Бедюрова получилось построить дом не только для себя, а сотворить большой многоквартирный Дом писателей, где живет множество людей и поколений. Удалось посадить деревья просвещения и взрастить плоды знаний. Воспитать не только кровных, но, что порой ценнее – духовных сыновей и дочерей.
С годами человек становится мудрее, и ему как личности присуще прощать, мириться и помогать тем, кто поневоле в меняющихся событиях становится «королём лир», и теряя что-то, обретает очищение. Ведь нам одинаково близка наша живая культура и ткань жизни, охватывающая всех. И так хочется у камелька послушать рассказы, увлекательные истории своего народа. Алтайская литература и искусство живы своими канонами, основанными на принципах верности традициям, духовному свету, единению человека с природой, фольклорному осмыслению бытия и являют собой богатейший пласт культуры, который, оглянувшись вглубь веков, языком современности обозначаем «алтайской цивилизацией».
Приходят такие времена, когда мы начинаем ближе чувствовать взаимозависимость, сплоченность. И если мы хотим, чтобы Алтай стал духовной Меккой, не только тюрков, помог людям обрести здоровье и гармонию, то прежде всего необходимо объединиться для общей работы над духовным зерном – Словом об Алтае.

Солли Ефимова

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина