Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Реальное лицо «Укокской принцессы»

08.04.2022

6 апреля в Национальном музее имени А. В. Анохина
состоялась презентация реконструкции скульптурного портрета
женщины из кургана №1 могильника Ак-Алаха-3, названной в народе «Укокской принцессой».

На презентации выступили главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья Викторовна Полосьмак, советник главы Республики Алтай по межнациональным вопросам и сохранению и развитию алтайского языка Иван Итулович Белеков, директор Национального музея Римма Михайловна Еркинова, проректор Тувинского государственного университета Евгений Докурович Монгуш и его коллеги.
Почти 30 лет тому назад на плато Укок в Кош-Агачском районе Республики Алтай, на границе трех государств Монголии, Китай и Казахстан открыто удивительное погребенье Пазырыкской культуры. Скульптурный портрет женщины, жившей 2500 лет назад на плато Укок, была представлена общественности и научному сообществу в Национальном музее имени А. В. Анохина. Было представлено два бюста, один с головным убором, другой бронзовый бюст установлен рядом с мумией в мавзолее.
Напомним, мумия женщины пазырыкской культуры V–III вв. до н.э. была обнаружена в 1993 году в кургане №1 могильника Ак-Алаха-3 и сразу получила в народе имя «Укокской принцессы». Научная реконструкция лица женщины выполнена выдающимся антропологом, старшим научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН Дмитрием Владимировичем Поздняковым. Он не только талантливый художник, но и ученый с огромным опытом работы с антропологическими типажами древнего населения Алтая. Он со всей ответственностью и любовью выполнил эту работу.
Главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья Викторовна Полосьмак, открывшая непотревоженное замерзшее погребение в 1993 году, рассказала о процессе создания данного скульптурного портрета, а также свое повествование она сопроводила видеоматериалом, который был снят съемочной группой ГТРК «Новосибирск». Наталья Викторовна подробно сообщила о воссоздании точной копии головного убора в виде парика и костюма, которые реконструировала талантливый художник-реставратор Елена Владимировна Шумакова, принимавшая непосредственное участие в открытии и исследовании кургана №1 могильника Ак-Алаха-3. «Скульптурный портрет превзошел все ожидания, ведь пазырыкцы очень разные по антропологическому составу, среди них были и монголоиды, и европеоиды. Ученые не создают художественный портрет, они воссоздают черты лица. На этом портрете не отражена ее жизнь, ее чувства, но мы видим лицо очень достойной, волевой женщины. Теперь у пазырыкской женщины есть реальное лицо», – сказала археолог Полосьмак.
Она добавила, что мумия женщины из царского кургана открыла очень многое для науки, исследование этого погребального комплекса дало новый импульс археологии Алтая, ведь до этого в пазырыкской культуре не было таких находок. Например, ученые определили, что в эпоху Пазырыка существовала целая культура татуирования тел, культура захоронения в посмертных париках. Информация о сопровождавших мумифицированное тело из данного археологического памятника очень ценна для нас и будущих поколений. Это до сих пор сокрытый мир, неразгаданный до конца.
Многие годы внешний облик оставался неизвестным, а все имеющиеся на сегодняшний день портреты и реконструкции не имеют ничего общего с ее реальным лицом. Ведь тело находилось долгое время под давлением замерзшей воды, из-за чего череп был деформирован, к тому же он был поврежден трепанационным отверстием в затылочной кости.
Создание бюста стало возможным благодаря 3D модели, созданной Павлом Васильевичем Чистяковым путем трехмерного сканирования черепа мумии осенью 2021 года. Метод трехмерного моделирования в отечественной археологии стал применяться сравнительно недавно. Полученный скульптурный портрет превосходит фото- и видеоряд и отражает без текстурную трехмерную модель черепа, полностью соответствующую оригиналу.
В 2021 году научный сотрудник Института антропологии и этнографии СО РАН Дмитрий Владимирович Поздняков методом антропологической реконструкции начал воссоздавать лицо женщины из кургана 1 могильника Ак-Алаха-3 по заказу музея. И вот изготовлен бюст, отражающий реальный облик женщины. По заключению антрополога, доктора исторических наук Т. А. Чикишевой, она является представительницей древнейшего палеосибирского антропологического типа.
Бюст был создан на основе метода М. М. Герасимова, основателя Российской школы антропологической реконструкции с соблюдением всех метрических и материаловедческих параметров. Научная реконструкция образа женщины пазырыкской культуры положит конец разным фальсификациям и домыслам относительно ее происхождения. Теперь посетители Национального музея Республики Алтай смогут увидеть, как выглядела уже ставшая легендой молодая пазырыкская женщина с плато Укок.
Результаты многолетнего междисциплинарного изучения мумии стали источником уникальной информации об антропологическом типе женщины, обстоятельствах ее жизни и смерти, о традициях мумификации и татуировки пазырыкцев. После раскопок на плато Укок впервые мир увидел реальную женскую одежду и посмертную прическу знатной женщины. За последние годы удалось узнать очень много о загадочной женщине с Укока, но ее облик не был восстановлен, а все имеющиеся на сегодняшний день портреты и реконструкции не имеют ничего общего с ее реальным лицом.
Римма Михайловна выступила с докладом и выразила благодарность всем, кто принял участие в работе по восстановлению лица «Укокской принцессы». Гостям сотрудники музея вручили памятные подарки.
«В экспозиции хранится скульптурный портрет из бронзы, который гармонично дополняет экспозицию по плато Укок. У нас сложились хорошие отношения с туроператорами, и мы показываем, свои экспозиции в день обновления луны.

По материалам сайта Национального музея им. А. В. Анохина
подготовила 
Лариса Клешева

 

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина