Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Традиционная культура как средство воспитания

23.12.2022

Народная педагогика в современных условиях

В последний день ноября коллектив Яконурской школы встречал очень много гостей. Целый день, до самого вечера здесь проходило важное мероприятие – школа стала площадкой проведения II Межрегионального научно-практического семинара «Традиционная культура как средство воспитания», посвященного 100-летию Ойротской автономной области, 95-летию со дня рождения академика Российской академии образования, доктора педагогических наук Г. Н. Волкова. Напомним, что участников первого семинара три года назад, в конце ноября 2019 года, встречали жители и учителя с. Беш-Озек Шебалинского района.
Научно-практический семинар прошел при поддержке Министерства образования и науки Республики Алтай, Горно-Алтайского государственного университета, администрации Усть-Канского района, районного Управления по образованию и молодежной политике и Яконурской средней общеобразовательной школы. Научную работу непосредственно курировала кандидат педагогических наук, доцент госуниверситета Э. В. Екеева.

Народная педагогика

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Она объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт народов, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении национальных традиций.
Поскольку организаторами было заявлено проведение именно семинара, он, кроме выступлений докладчиков, подразумевал практические занятия и выставки. Так, были подготовлены выставки декоративно-прикладного творчества и исследовательских работ учителей и учащихся образовательных учреждений Усть-Канского и Онгудайского районов. Среди работ повышенный интерес вызвало родословное древо рода ара, составленного семьёй Иртаевых из Яконура, а также изделия из войлока, исследовательские работы учеников района. Кроме этого, состоялись внеурочные мероприятия и мастер-классы.
На торжественном открытии участников и гостей межрегионального семинара поприветствовали глава Усть-Канского района Р. В. Кокушев, директор Яконурской школы З. В.Тордошева, главный специалист отдела этнокультурного, дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Республики Алтай А. Б. Чендекова и доцент ГАГУ Э. В. Екеева. Гостей от имени родителей и педагогического коллектива по алтайским обычаям встретили женщины с песнями и угощениями. Учительница начальных классов А. Г. Карманова провела для гостей экскурсию по музею-аилу, расположенному на территории школы.
Научно-практическая часть мероприятия проходила по секциям «Традиционное воспитание и этнопедагогические знания», «Традиции семейного воспитания народов», «Традиционная культура в воспитании современных детей». Исследователи – учителя, обучающиеся школ и учёные, обсуждали вопросы воспитания детей, например, через пословицы и поговорки, народные праздники, в ракурсе народной педагогики по алтайскому Билику. Спикеры отмечали важность роли этнокультурных центров в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся и молодежи. Много выступлений касались вопросов организации работы в школе по этнокультурному компоненту. Речь шла и о этнопедагогике в условиях культурной трансформации, когда традиции и инновации идут наравне. В целом, в каждом докладе – будь он о можжевельнике, легендах, звёздах и небесных светилах или о значении очага в культуре и мировоззрении алтайцев – всё переплеталось вокруг современного состояния традиционной культуры, корни которой заложены в фольклоре, обрядах и обычаях.
Отметим, что участники семинара представляли свои доклады и очно, лично присутствуя на мероприятии в Яконуре, и заочно – посредством онлайн-подключения, как педагоги из Улаганской и Турочакской школ. Учителя из Кош-Агачского, Онгудайского и Шебалинского районов приняли участие лично. Что касается Усть-Канского района, то хорошо поработали педагоги Яконурской и Кырлыкской школ. Коллективы Центра дополнительного образования, Усть-Кумирской и Ябоганской школ представлены были в работе выставок.

Возвращение к истокам через семейные ценности

После работы секций состоялся круглый стол «Традиционная культура в воспитании современных детей», в котором были рассмотрены вопросы этнопедагогики в рамках тывинской, марийской, хакасской и алтайской культур.
Спикерами в большинстве своем выступили воспитанники основателя этнопедагогической науки Г. Н. Волкова. Отметим, что его дело продолжают ученики – более ста докторов и кандидатов наук, представители 32 национальностей, которые написали диссертации под его научным руководством и продолжают плодотворное научное сотрудничество. В их числе, организатор нынешнего семинара Э. В. Екеева. Отметим, что она провела в регионе немало мероприятий, сопутствующих развитию этой науки, корни которой как раз и заложены в традиционной народной культуре. Так, Республика Алтай была организатором Первых Волковских чтений в 2008 году, на которых принял участие сам Г. Н. Волков, впоследствии чтения на Алтае также проходили в 2016 и 2018 годах.
Универсальность и оригинальность этнопедагогики Г. Н. Волкова состоит в том, что она предполагает гибкую и последовательную структуру этнизации содержания, методов, форм процесса дошкольного и семейного воспитания, учебно-воспитательной работы всех типов образовательных учреждений. Основанная им наука, сохраняя свою жизненность, обладает огромным потенциалом знаний по распространению и внедрению в современную воспитательную практику истинной человечности и духовности.
Так, на семинаре в Яконуре актуальные значения этнопедагогики в современном мире, роль Г. Н. Волкова в его развитии рассмотрели доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии и управления образовательными сис-темами психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола) С. Н. Федорова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Тувинского госуниверситета, заведующая лабораторией этнокультурного содержания образования и регионального компонента при Институте развития национальной школы Республики Тыва (г. Кызыл) А. С. Шаалы, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук (г. Москва) З. Б. Цаллагова, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошкольного и специального образования ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан) К. И. Султанбаева. Они подключились к работе круглого стола через интернет.
Также выступили кандидат педагогических наук, доцент ГАГУ Э. В. Екеева и кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ФГБУ науки Института филологии Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск) А. А. Добринина. Свой доклад об эстетической ценности алтайского национального танца как одной из форм этнопедагогического воспитания представила директор Усть-Канской школы искусств, руководитель народного образцового хореографического коллектива «Эрдине» А. Б. Молчоева. О роли общественников в воспитании современных детей рассказала руководитель районного отделения республиканской общественной организации «Женщины Алтая – Алтайдын эпшилери» Г. Т. Канитова.
Разговор получился конструктивным, при этом достаточно эмоциональным и живым, несмотря на онлайн-участие большинства докладчиков. В рамках резолюции Яконурской школе предложили разработать концепцию развития школы по этнопедагогическому воспитанию. Минувший семинар продемонстрировал, что здесь есть все условия, чтобы это осуществить.

Через века в будущее

Семинар завершился красочным театрализованным представлением «От—Очок—Эне» («Огонь—Очаг—Мать»), в котором приняли участие вокально-фольклорная группа «Женщины Яконура – Экинурдыҥ эпшилери», артисты народного образцового хореографического ансамбля «Эрдине», заслуженные артисты Республики Алтай, преподаватели школы искусств Радмила и Эмиль Теркишевы, победительница первого районного конкурса «Супербабушка» Э. М. Мантышева вместе с внуками, директор Яконурского Дома культуры Э. С. Яймин, 25 учителей и 50 учеников. Зрелищное представление проходило вокруг и внутри импровизированного аила. Кажется, что это оказало магическое действие и, наверное, продемонстрировало сакральное значение обряда, мощь традиционных алтайских напевов дьанар и силу благопожеланий.
Так, многонациональная, полиэтническая, всемирно признанная научная этнопедагогическая школа Волкова ещё раз подтвердила то, что в современных сложных и противоречивых политических условиях многие народы сохранили свою национальную линию социально-культурного развития лишь благодаря спасительной миссии многовековой традиционной культуры воспитания, которая оказалась самой жизнедеятельной и самой жизнеспособной, жизнестойкой, прежде всего, своим истинным демократизмом и подлинным гуманизмом.
Как призналась после семинара директор Яконурской школы З. Ч. Тордошева, многие согласились с её мнением о том, что традиционная алтайская культура испокон веков не потеряла ту ключевую идею официальной науки этнопедагогики – «без памяти о прошлом у народа нет будущего». Так алтайцы и в современных реалиях несут свои основы в повседневной жизни и, главное, интерес к своим корням и родной культуре заметно растёт среди молодёжи и детей, причём параллельно они одинаково несут и культуру российскую, русскую.
Отрадно, что семинар объединил вокруг себя не только исследователей-педагогов, но и коллектив школы, учеников, их родителей и бабушек. Связь поколений не прервана.

Айару Тохтонова

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина