Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Великое имя твое – Учитель

10.03.2023

Передо мной книга «Золотые россыпи Алтая» 2017 года выпуска. Авторы проекта — Виктор Кюндючинович Кыпчаков, председатель РОО «Союз учителей Республики Алтай — Ӱредӱчилер бирлиги», ветеран педагогического труда, почётный гражданин Республики Алтай и Александра Васильевна Таушканова, заслуженный учитель Российской Федерации.

Президент страны В. В. Путин не случайно отметил: «Есть фундаментальные вещи, и одна из таких вещей — это развитие образования». При всех изменениях реалий социально-экономической и политической жизни значение труда и вклада Учителя в дело образования и воспитания остаётся бесценным. В условиях XXI столетия, при всех сложностях существующих проблем, как никогда возрастает роль учительского труда. С этой целью «необходимо использовать уникальный опыт лучших учителей».
Богатейший опыт учительства является действительно золотым фондом нашей республики. Название книги очень верно отражает её содержание. Авторам, педагогическим коллективам удалось достичь главной цели — отразить профессиональный труд каждого представленного педагога. Также в дальнейшем предложили издание целой серии книги по следующим темам:
— ветераны педагогического труда;
— учителя Горного Алтая в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов;
— педагоги инновационных школ;
— творческий поиск молодых педагогов;
— национальные школы Республики Алтай.

Выражаю авторам-составителям этой книги большую признательность и благодарность за кропотливый труд. В продолжение хочу по мере возможности внести свою скромную лепту в развитие этой работы в нашем Кош-Агачском районе.

История становления народного образования в нашем районе нельзя рассматривать как нечто особое, отличие от других территорий. Первые шаги по организации школьного образования связаны, как и везде, с деятельностью Алтайской духовной миссии. Школы, образованные миссионерами, являли собой факт прогрессивного значения, в том числе для населения Чуйской степи. Всеобщая ликвидация неграмотности в стране началась после Великой Октябрьской революции. Горный Алтай до революции представлял окраину с самым низким уровнем грамотности населения среди алтайцев — 94% неграмотных, самая низкая грамотность — 1,5% среди кочующей части населения.

Государственными актами утвердили демократический принцип единой школы — бесплатный доступ каждому ребёнку, независимо от социального, имущественного положения и национальности. Школа была провозглашена светской, независимой от церкви, а родной язык каждого народа должен стать основой обучения. Было утверждено общество «Долой неграмотность». В 1927 году во всех районах области было создано такое общество. За короткое время открыли 26 ликпунктов. В те годы по области функционировали 54 школы с 78 преподавателями, а в Кош-Агачском аймаке — 3 школы и 6 преподавателей. В 1924 году в области обучались 2249 человек, из них 860 алтайцев. Первыми учителями из алтайцев, работающих по ликвидации неграмотности, были: А.Чичинова, А. Борбуев, Н. Каланаков, С. Ильтеев, С. Альчинов. Для обучения взрослых, ведущих кочевой образ жизни, были введены передвижные школы. Труднодоступные стоянки коренного населения обслуживались разъездными учителями.

Обучение взрослых способствовало открытию новых пунктов, таких в 1925 году стало 83. Увеличилась сеть школ, в 1925 году имелась 91 школа, где работали 160 учителей.К 1929 году в Кош-Агачском аймаке было 11 школ: Чибитская, Казахская, Тобелерская, Чаган-Узунская, Байзынская, Кош-Агачская, Ортолыкская, Кокоринская, Курайская, Кара-Кемская, Сортогойская, в них работали 17 учителей. Среди них А. Ачимова, Ю. А. Кузлекова, О. А. Тарбанакова, М. Т. Панова, Н. С. Аргокова, А. А. Кочеева, А. М. Тельтерекова, М. И. Кочебаева, Т. М. Тощакова – первый ученый среди алтайцев, кандидат филологических наук, директор НИИЯЛ.

П. И. Чевалков работал в Кош-Агачской школе с 1929 г. по 1933 г. Он является одним из первых учителей Горного Алтая. Трудовую деятельность начал в 1903 году в Аносской церковно-приходской школе, кавалер Ордена Ленина (1949 году).

В год всеобщего обязательного начального образования, 1930—1930 гг., в Горном Алтае было введено 44 школы, 25 из них в местах оседания коренного населения.
Например, есть данные, что в 1924 году учителем в селе Кокоря работал Григорий Макеевич Токмашев – соратник Г. И. Чорос-Гуркина.

В начале 30-х годов прошлого века из нижних районов для ликвидации безграмотности, в частности из Майминского района, села Александровка (Эмери), были направлены учителями Мария Ивановна Кыстаева (Кокоринская школа названа её именем), Анна Макаровна Челтукова (Темдекова) и другие, которые стояли у истоков образования в районе.

С 1935 года вводится семилетнее всеобщее обучение. К началу 1940-х годов начато 7-летнее обучение в Кош-Агачской, Чибитской, Джазаторской (5 кл.), Казахской (5-6-7 кл.), Чаган-Узунской (5-7 кл.)

В те годы в школах аймака работали: С. С Мартынов, М. В. Тодошев, А. И. Насиковский, Р. Л. Неметов, Тадыш, В. В. Тельгеров, Абден Джайлаубаев, Акым Нурсалиев, Копен Мустафанов, Г. И. Синдинов, У. С. Алимбаев и другие.

Многие ушли на фронт и не вернулись, отдав жизни на алтарь Отечества: В. В. Тельгеров, Г. А. Кочеев, Океш Калиев, Блеубай Джайлаубаев, Г. И. Синдинов, вернулись с войны Д.С. Туякпаев, Акым Нурсалиев.

В годы войны и после славно трудились ветераны педагогического труда Н. И. Мискина, А. М. Тороева, П. И. Оськина, К. Н. Синицина, В. И. Юкова, М. И. Кыстаева, А. М. Челтукова, З. Н. Тозыякова и многие другие.

В одной статье невозможно вместить всю историю образования целого района. Поэтому историю развития народного образования с 60-90-е годов по настоящее время отсылаю и рекомендую прочитать в разделе «Народное образование» в книге по истории Кош-Агачского района «Прошлое и настоящее Чуйской земли» (2022 года выпуска).
Семен Чотпорович Чумакаев

Семен Чотпорович Чумакаев относится к плеяде удивительных людей, которые сполна и бескорыстно посвятили свою жизнь нелегкому учительскому труду в условиях непростого, но неповторимого послевоенного времени второй половины XX столетия.

Родился он 15 января 1929 года в селе Верх-Иша Александровского сельского совета Майминского аймака Горно-Алтайской автономной области. Отец Чумакаев Чотпор Семенович работал учителем в Куюмской начальной школе Эликманарского аймака. Мама Базмаш Моткочекова была домохозяйкой. В 1941 году отец был мобилизован на фронт, в 1943 году пропал без вести.

Жизнь сложилась так, что с детских лет Семен рос и воспитывался в семье бабушки по отцовской линии. Она была матерью девятнадцати детей, но до взрослой жизни дожили 4 сына и 4 дочери. Многие умерли еще в раннем детстве от бушевавшей в то время холеры. С особой сердечной теплотой и светлой радостью вспоминал детские годы: «Моя бесценная бабушка Уулай! Мое солнце и моя крепость. Она умело вела домашнее хозяйство, управлялась быстро и вовремя. Еще была отважным охотником, запросто ходила в тайгу на зверя. Это большое счастье, что я рос в большой семье моей бабушки Уулай».

От природы крепкая, волевая, отважная, она стремилась преодолевать жизненные невзгоды. Бабушкину теплоту и заботу Семен Чотпорович бережно хранил в своей душе и пронес через всю свою непростую жизнь. С большим душевным порывом говорил: «Я знаю двух вечных бабушек. Это бабушка Максима Горького и моя незабвенная бабушка Уулай». Неслучайно Марина Цветаева как-то метко выразилась: «Дети — это мира нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ!».

В 1940 году Семен окончил Куюмскую начальную школу. Его тетя Анна Семеновна Чумакаева определила его в школу №12 Горно-Алтайска. Здесь он проучился до 1943 года. Потом был принят в педучилище. После его окончания в 1946 году был направлен на работу в отдаленный Улаганский район. В 17 лет он начинает трудиться в Балыктуюльской школе, преподавал в начальных классах, параллельно вел занятия по алтайскому языку в 5—7 классах.

С 1949 по 1952 годы работал в школах Усть-Канского района. Молодой учитель чувствовал острую потребность в получении новых знаний. Наработанный опыт позволил ему определиться с выбором профессии. Так в 1952 году он поступил учиться на отделение алтайского языка и литературы Горно-Алтайского учительского института. За годы учебы в институте имел хорошую и отличную академическую успеваемость.

Вся трудовая жизнь Семена Чотпоровича была посвящена детям. Она вбирает в себя не один десяток лет неустанной работы в разных школах высокогорных районов нашей области — Улаганского и Кош-Агачского. На пенсию выходил, завершив свой нелегкий учительский труд в Бельтирской школе. В то время директором школы был Василий Чотпорович Чумакаев. Вспоминая Семена Чотпоровича, он искренне отметил: «Это очень эрудированный, начитанный, умный, справедливый учитель. Из породы тех, кто действительно давал детям знания. Этим он заслужил глубокое уважение своих учеников и коллег». Такой ответ дорогого стоит.

Из воспоминаний Любови Васильевны Кыпчаковой, ветерана педагогического труда, преподавателя ГАГУ: «Мне судьба подарила счастливую возможность знать, общаться и работать под бдительным руководством моего дяди Семена Чотпоровича. Случилось это в далеком 1968 году. По окончании областной национальной школы я пыталась поступить в Новосибирский государственный университет. Не получилось. Вернулась в родной Улаган и устроилась на работу в детский садик. Вскоре меня вызывает заведующий районо. В ходе беседы он говорит: «Не хватает учителей в Саратанской школе. К сожалению, не ведутся уроки по биологии, географии, химии. Мы предлагаем вам ехать туда. Для меня это было неожиданностью. Пригласили вновь и убежденно сказали: «Реальность такова: вы окончили лучшую школу области. Не имеете права отказываться». Безусловно, я испытывала чувство страха и душевное напряжение. Было сложно, трудно и порою горько, но жизнь испытывала на прочность. Надо было выстоять и выдержать все нелегкости учительского труда.

Свой трудовой путь я начала благодаря бескорыстной помощи и поддерже директора школы К. С. Кыныева, учительского коллектива. Непосредственно завуча школы — моего дяди С. Ч. Чумакаева. В этой школе я проработала год. Этот год для меня был трудным, но очень поучительным. Непосредственным наставником был Семен Чотпорович. Учил всему: как составить тематические и поурочные планы, вести урок, правильно стоять у доски, общаться с учениками, проводить воспитательную работу в качестве классного руководителя. Постоянно посещал занятия, разбор уроков проводил в учительской, от моих первых уроков не оставалась «камня на камне». В итоге — от урока получался пух и прах. Мои слезы видел завуч, и вся учительская молчаливо слушала и наблюдала. К концу первой четверти он ответил: «У вас начались положительные сдвиги. Продолжайте работать». Перед новым 1969 годом, улыбаясь, сказал: «Значительно лучше. Старайтесь, работайте». К концу учебного года после посещения очередного урока подытожил: «Трудились весь год, и у вас получается, но надо учиться. Если будете учиться, то из вас должен выйти неплохой учитель».

Он был грамотным, опытным методистом и учителем. Мог мудро, метко, тонко и остро сделать замечание, но при этом не унижая и оскорбляя человека, тем более коллег и учеников. Щедро делился своим опытом. Часто в газетах публиковались его статьи по методике преподавания алтайского языка и литературы. Многие вошли в научно-методические сборники, изданные в нашей области.

В молодые годы был женат на Людмиле Ильиничне Ютканаковой. Родились двое детей, но семейная жизнь не сложилась, молодые разошлись, он всю свою жизнь помогал детям, сейчас есть внуки.

От автора статьи: «Он был одним из моих любимых учителей. В конце 50-х годов, в начале 60-х прошлого столетия его отправили учителем в Кокоринскую семилетнюю школу. В то время высококвалифицированных, с образованием учителей было мало. В основном работали учителя с начальным и 10-классным образованием. Мы, дети чабанов, жили в интернате, полуголодные и полураздетые. Осенью привезли нас со стоянок в интернат. Тогда всем этим «хозяйством» заведовала М. И. Кыстаева. Она нас учила, воспитывала, кормила, мыла, стирала. В тот год прибыли новые учителя. Мы их потом называли «шестидесятниками». Кто-то из них был со средне-специальным образованием, кто-то с высшим. Среди них были И. М. Омин, Т. Н. Белкина, Г. Чалчикова и С. Ч. Чумакаев.

Обросший за лето, как «сарлычонок», я сел перед ним на табуретку, чтобы лишиться своей прически. Он в какой-то застиранной гимнастерке, полувоенной фуражке быстро расправился с моими кудрями, подстриг под «Котовского». Я с удивлением посмотрел на его лицо. В процессе стрижки его «желваки» двигались в одном ритме с ножницами. А потом сразу же Мария Ивановна повела нас в баню, чтобы окончательно очистить нас. Вот такое первое знакомство с Семеном Чотпоровичем. Он работал воспитателем, параллельно вел в школе литературу, историю. Он привил во мне любовь к истории. Рассказывал нестандартно и интересно богатым и сочным языком. Всякими поговорками, прибаутками такими, как, например: «На бегу свеча — ни к черту кочерга», «Ни в селе Селефан, ни в городе Богдан» или по-алтайски «Ээ буква таныбас, эш-неме билбес немелер». Конечно, в то время с одеждой было трудно, хоть один костюм носил, но гладил, помню, всегда. Всегда носил значок с изображением В. И. Ленина.

В зрелые годы, когда мы не раз встречались по работе, он в то время учительствовал в Бельтире, я в районной администрации курировал образование, культуру и т.д. Как-то заговорили с ним о судьбе, он сказал: «У тебя были задатки, чтобы стать ученым или художником, а стал чиновником. Но ничего, и здесь можно принести пользу народу».
Господь и Небеса даровали ему душу светлую, добрую, мудрую, бесхитростную и ранимую. Он любил поэзию, читал стихи классиков литературы. Любимыми поэтами были А. С. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, С. Есенин, Л. В. Кокышев. Иногда с удовольствием пел, пел негромко, но вдохновенно, русские народные и алтайские песни.

Когда наступили «лихие» 90-е годы, то многое не принял, не мог понять и очень резко отрицал. Нередко от него можно было услышать: «Ради чего погибли на фронте наши деды, отцы, братья? Для чего мы учились и работали?» Если было тяжко и горько из-за того, что делается, читал любимого Есенина:
Россия! Сердцу милый край,
Душа сжимается от боли…

Последние годы жизни провел в Улагане. Его не стало 19 августа 1995 года. Семен Чотпорович Чумакаев был славным сыном своего народа, относился к тому послевоенному поколению, которое созидало общество посредством нелегкого учительского труда. О себе он мог сказать словами А. Фирдоуси: «Я не умру, я буду жить, потому что я посеял семя словесное». Он щедро дарил людям свой светлый ум, горячее сердце, неистощимую энергию.

P.S. Уважаемые читатели! Книга «Золотые россыпи Алтая», изданная по инициативе общественной организации «Союз Учителей – Ӱредӱчилер бирлиги», отражает значимые страницы жизни учителей Республики Алтай и Российской Федерации. Хочется надеяться, что начатое большое дело будет продолжено, послужит дальнейшему укреплению авторитета профессии учителя.

Виктор Майхиев,
заслуженный работник культуры РА, член Союза писателей и журналистов РФ

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина