Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

В усадьбе Гуркина

10.01.2020

Во время моего путешествия минувшей зимой по городам Западной и Восточной Сибири мне чрезвычайно было приятно слышать очень частые расспросы интеллигентной публики о моем земляке алтайце Гуркине.

Очевидно, имя художника приобрело довольно широкую известность в Сибири. Поэтому я с большим удовольствием поделюсь с читателями своими впечатлениями о личности художника, о его житье-бытье, а также и об обстановке, в которой он работает.

Григорий Иванович Гуркин – сын простого алтайского инородца-калмыка. Все свое детство он провел при скромной обстановке родительской юрты, хотя эта юрта впоследствии и была уже превращена в деревенскую избу. Еще в начальной школе в с. Улале Гуркин стал проявлять свое призвание, то и дело рисуя маленькие кустики, горки, юрты и т.п. родные картинки… Как один из первых учеников он был отправлен в бийское миссионерское катехизаторское училище и по окончании его, не умея отделаться от силы призвания, свой художественный талант применил к иконописи… Этим делом он промышлял несколько лет и уже взрослым, семейным человеком по счастливой случайности встретился с преподавателем томской духовной семинарии А. В. Анохиным, теперь известным исследователем алтайского шаманизма. Анохин первый заметил в Гуркине  выдающегося художника и уговорил его поехать в Петербург. Долго колебался скромный алтаец и, наконец, скопив немного денег, отправился в холодную столицу…

И как был в костюме инородца-иконописца, так и ввалил в приемную академии художеств… Просто одетый, черный и скромный калмык долго стоял в передней, пока его спросили, что ему нужно. Кое-как с запинками ответил он о своей цели и дал вопрошавшему художнику профессору Киселеву папку со своими этюдами. Киселев вызвал Репина, а вслед за Репиным вышли еще несколько знаменитостей… Этюды разбросали по полу, смотрели их с разных сторон, пожимали плечами…

— Вы откуда?.. Кто такой?

Он ответил. Киселев его просил зайти к себе, дал адрес, а кто-то из других посоветовал направиться к Шишкину.

По дороге к Киселеву его догнал еще кто-то из больших художников и повел к Шишкину. Шишкин обласкал Гуркина и сказал по поводу его этюдов:

— Да это же – я в молодости!..

Теперь вопрос, как устроить Гуркина в академию? Не хватает ценза…

Киселев предлагает ему поехать в его художественную школу в Пензу, а Шишкин оставляет его у себя в мастерской. Гуркин выбрал последнее. Но через шесть месяцев великий художник и учитель Гуркина Шишкин умер на руках у Григория Ивановича.

Из мастерской Шишкина путь в академию был гладок, и Сибирь через несколько лет приобрела вполне законченного родного художника, певца дымчатых гор, диких лесов и бирюзовых потоков Алтая…

Теперь художник постоянно живет на Алтае, на берегу стремительной Катуни, ниже села Чемала в десяти верстах, в маленьком и очень живописном селе Аносе.

Село Анос состоит из 30 или 40 домов с маленькой церковкой и школой и расположено на левом берегу Катуни и на правом берегу  небольшой, но быстрой и говорливой речки Анос. На юго-восток от села, т.е. вверх по левому берегу Катуни, идет ровный не широкий, но длинный луг, на котором приютились пашни и покосы аносцев, слева гремит могучая Катунь, а справа идет бесконечная цепь лесистых горных высот.

На противоположном берегу Катуни к её берегу близко подходит вторая горная цепь с вьющейся по её подолу у самого берега Катуни колесной дорогой из Чемала в Уснезю и в Бийск.

Усадьба же Г.И. Гуркина находится на возвышенном плато по левую сторону речки Аноса, являясь поэтому одинокой и отгороженной от села быстрой речкой, через которую перекинут довольно животрепещущий мостик.

Дальше, т.е. ниже от усадьбы художника, борт Катуни украшен великолепным сосновым бором, по которому вьется узенькая тропа в красивый инородческий аил «Аскат», а над самой усадьбой Гуркина возвышается  грандиозный, совершенно отвесный и бурый каменный утес.

Этот утес, защищая усадьбу художника с северо-западной стороны, в то же время, на взгляд мнительного человека, должен заключать в себе страшную угрозу всей усадьбе, да, пожалуй, и всему Аносу, если, не дай Бог, случится значительное землетрясение…

На юго-запад от села в глубь гор уходит глубокое и живописное ущелье по долине речки Аноса, в верховьях которого живут наиболее типичные шаманы алтайского язычества.

На первый взгляд усадьба художника производит впечатление усадьбы зажиточного хозяина, особенно с приезда с низовьев Катуни. Большие пригоны, довольно небрежно сделанные дворы, в которых стоят две алтайские юрты: одна пониже о восьми углах, сделанная срубом с острой крышей, а другая конусообразная, похожая на сахарную голову. Дальше за дворами – взятая в поскотину пашня и покос, а ближе к селу хороший новый амбар, навес и завозня под одной крышей и, наконец, замыкая углом чистую ограду, стоят два новых больших дома, особенности которых можно заметить лишь вошедши в них.

Первый, южный, дом представляет собою квартиру художника. В нем кухня, уютный зал, одна чистая горница и большая длинная терраса, выходящая на ограду, тогда как фасад дома выходит на юг, и перед окнами раскинут обширный огород.

Второй же более новый дом отступает от первого на почтительное расстояние и дает на самом углу место небольшому саду. В этом доме, помимо других трех комнат, в очень большом зале, освещенном громадными почти во всю стену окнами из хорошего бемского стекла, помещается мастерская художника.

Удивительно хорошее настроение овладевает вами, когда вы входите в эту мастерскую. Все так просто, так уютно и так в то же время внушительно… Полотна, мольберты, палитры, кисти. На стенах развешана масса картин, этюдов и начатых эскизов художника, взятых тут же на месте, и нередко те же краски, те же сюжеты вы видите из окна… Речки, горы, водопады, Катунь, типы алтайцев, шаманы, всадники, птицы, звери…

Но больше всего травы, деревья и цветы, та яркая пестрота цветов, которыми так неисчерпаемо богат Алтай.

А из окон в левую сторону открываются живые пейзажи и молодой сад, которым и заполняется угол между домами, обращенный к востоку. Сад этот, являясь диким уголком Алтая, устроен художником собственноручно, и в миниатюре он отражает все особенности девственного Алтая… Тут и разные полевые цветы, и травы, дикие кусты, поваленные деревья, полуобрушенные горы, живописное озерко и миниатюрная речка, вода для которой взята далеко от усадьбы и бежит сюда по особо устроенному арыку… Через речку перекинут маленький мостик, причем на берегу озерка миниатюрный бревенчатый домик… Все это являет собою живую модель для первого плана картин художника, и во всем этом виден громадный вкус, чуткость и та великая любовь к искусству, которая рождает истинное творчество и ведет в храм бессмертия.

По ограде бегают славные калмычата – дети художника… Из дома в амбар и погреб быстро ходит хлопочущая по хозяйству скромно одетая и приветливо улыбающаяся жена художника. Иногда согбенной походкой шагает к двору, где мычат коровы, престарелый, но все еще хозяйственный отец художника. Иногда к усадьбе подъедет черный, отполированный барсучьим салом и закопченный дымом всадник-калмык, и просто и дружеские беседует с ним сам хозяин, наш талантливый художник.

Ручеек, пробегающий через ограду и наполняющий озерко в саду, служит для художника и умывальником. В нем такая чистая  и всегда холодная вода…

А в летнюю пору на террасе очень часто можно видеть прохаживающимся небольшого, но коренастого старца… Это Григорий Николаевич Потанин, маститейший из сибирских граждан. Село Анос с тех пор, как там поселился Гуркин, стало его излюбленным местом для летнего отдыха.

Сибирское слово. Бесплатное приложение

к №95-му 1911 г.

Подготовлено к публикации

Э. Чининой и Т. Шастиной

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина