Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Алтай – Джунгария

22.04.2021

Алтайцы давно уже привыкли мыслить и видеть всю свою жизнь и историю только в пределах современной Республики Алтай.

За последние 100-150 лет у нас сложилось устойчивое мнение, что наша малая родина, Алтай – это только территории современной Республики Алтай. Большинство современных алтайцев твердо убеждены, что вся жизнь и история наших предков тысячелетиями проходила только здесь, т.е. на территориях Российского Алтая. Лично я долгое время был уверен, что география нашей истории ещё уже: примерно на землях современного Онгудайского, Усть-Канского и Шебалинских районов. Наверное, многие алтайцы в Кош-Агаше или Улагане думают точно так же, что всё основное, связанное с нашей историей и культурой, есть и было только там. Все мы уже давно забыли, что 265 лет назад наши предки кочевали по всей огромной территории Джунгарской империи (в официальной академической науке Джунгарию обозначают последней империей кочевников).

Территориями кочевок значительной части предков современных алтайцев, ойратов-теленгутов/телеутов были все земли современной Новосибирской области, Алтайского края, части Томской области и Красноярского края. О том, что немалая часть современных алтайцев – теленгиты, как и многие другие рода современных алтайцев, были ойратами или родственными с ойратами народами, пишут лучшие историки своего времени Рашид ад-Дин (14 век), Абуль Гази-хан (17 век) и многие другие источники средневековья. Их деятельность в составе ойратских союзов и войск в 14-17 веках описаны в монгольских источниках 17-го века, таких как «Шара Туджи» («Сары Тӱӱки»-«Желтая летопись») и др. Также много материалов из китайских архивов.

Огромные территории Приобья в 13-17 веках были исконными кочевьями теленгитов, большого ойратского отока в 4-5 тысяч кибиток. Все территории современной Республики Алтай, Восточного Казахстана – казахский Алтай, Западной Монголии – Монгольский Алтай и весь Китайский Алтай, все Вершины Иртыша – эти бескрайние и благодатные земли были кочевьями ойротских племен, потомками которых являются в том числе и современные алтайцы. На этих обширных землях вместе с другими ойротскими племенами кочевали отоки алтайских урянхайцев, имевшие несколько тысяч кибиток. Потомки алтайских урянхайцев, также как и теленгиты, значительная часть современного алтайского народа. Республика Алтай – это примерно только одна восьмая часть всего Алтая, это в основном те земли, которые отошли к России после падения и гибели Джунгарского ханства (весь географический Алтай 741 тысяч кв. км, а территории Республики Алтай – 92 тысячи кв.км.). Когда пишут «Алтай» в исторических трудах и документах, то, как правило, имеют ввиду весь Большой Алтай, а не только территории современной Республики Алтай. Большая часть территории Джунгарского ханства после её гибели в 1756-1758 гг. стали частью Китая.  В 1911 году, когда Монголия восстала и отделилась от Цинской империи, часть бывших джунгарских земель отошла к Монголии. После уничтожения Джунгарии многие её земли были отданы Цинской империей на пользование казахским и уйгурским племенам. В наше время — это Восточный и Юго-Восточный Казахстан, северная часть Синьцянь-Уйгурского Автономного Района (СУАР) Китая, которые граничат с нами.

Когда в 1756-1758 годах Джунгария пала под ударами Цинской империи, территории Джунгарии были разграничены между Китаем и Российской империей. Так как китайская империя Цин в этом регионе имела больше военной силы, чем Российская, то им досталась большая часть земель Джунгарского ханства и большая часть уцелевших после разгрома ойрот. Свои претензии на все территории бывшего Джунгарского ханства Цины обосновывали тем, что все эти земли и народы принадлежат им «по праву меча», так как они завоевали Джунгарию. Ещё потому, что большая часть уцелевших подданных Джунгарии приняли «добровольно принудительно» их подданство. Но главным аргументом конечно было то, что у империи Цин в этом регионе было больше войск: для уничтожения Джунгарии они собрали 50 тысяч воинов. Россия имела на всю длину Сибирских линий, растянутых на 3,5 тысяч километров, всего 8,5 тысяч военных. В этот период у России в Европе было тяжелое военное положение (Семилетняя война) – про это знали все, поэтому Российским властям приходилось в основном вести тонкую дипломатическую игру. Так как часть бывших подданных Джунгарии приняла Российское подданство, то опираясь на это Россия тоже претендовала на часть земель Джунгарского ханства. Идти на открытую войну ни одна из сторон не желала. В итоге, большую часть джунгарских территорий заняла Цинская империя, оставшаяся часть (современный Российский Алтай, Восточный Казахстан) достались России.

В ходе длительных дипломатических переговоров земли бывшей Джунгарии окончательно были разделены и разграничены только в 1864 г. Чугучакским договором (современные наши границы). Правившая в Китае маньжурская династия империи Цин была крайне недовольна переходом части джунгар – предков современных алтайцев и части калмык в Россию. Особенно упорно они требовали выдать им тех, кто ранее принял их подданство, а таковых было довольно много. Среди перешедших в Россию было много тех, кто в ходе тяжелых гражданских войн в Джунгарии в 1749 -1755 годах, чтобы спасти свои жизни от победивших ханов и их людей, уходили с Родины и принимали подданство Цинской империи. За период 1749-1755 гг. в Джунгарии в ходе дворцовых и военных переворотов сменилось четыре хана. Каждый раз это сопровождалось ожесточенной гражданской войной и жестокими преследованиями проигравших. В числе проигравших и, спасая свои жизни, принявших подданство цинов, были Амыр Санаа хан, известные тайши-князья ханской крови и многие зайсаны со всеми своими людьми.

Но все они рассматривали эти меры как временные маневры и, как только устанавливалось более-менее для них благоприятная ситуация в Джунгарии, уходили от своих новых сюзеренов – манжуров-китайцев, т.е. империи Цин. Зачастую уходили с боями, перебив пытающиеся остановить их отряды. Часть «алтайских» зайсанов приняли подданство цинов проиграв в гражданской вой-не, а другая часть под угрозой уничтожения цинскими войсками в 1755-1756 гг.

Почему в предыдущем предложении слово «алтайских» приведено в кавычках? Так как в то время таковой нации или отдельного народа, как алтайцы, ещё не было: ни в одном из сохранившихся многих тысяч архивных документов того периода названия «алтайцы» нет. Ни в русских, ни в китайских, ни в монгольских архивных материалах, ни в многочисленных переписках самих предков алтайцев с вышеназванными государствами указаний о существовании такого народа или самоназвании «алтайцы» ни разу не встречается. Русские власти именовали их зенгоры, джунгары, калмыки. Сами себя они называли ойроты/ойраты или джунгары, или же по названию больших отоков, в которые они входили (чорос, тӧрбӧт, урянхай, теленгит и т. д.) Китайцы называли их ӧлӧты (в китайском алфавите нет буквы «р», буква «р» заменяется на «л»), а монголы – ойраты. Название «алтайцы» появилось более чем через сто лет после присоединения к России. Уже долго проживая в составе России, только к концу 19-го и к началу 20-го века, по названию местности, в которой они жили теперь постоянно – Алтай, они начали именовать себя алтай, алтай кижи, алтай улус – алтаец, человек с Алтая, люди с Алтая. Официально были переименованы с ойрот на алтайцев только в 1948 году.

Вернемся к середине 18-го века. Цины хотели всех, кого считали изменниками, перебить и искоренить без остатка. Также должны были быть истреблены все те, кто участвовал в мятежах против Цинской империи в 1755-1756 годах, т.е. почти всё население бывшей Джунгарии. Чтобы не спровоцировать нападение цинов на уже принявших подданство России джунгар и не развязать большую войну между двумя империями, русскими властями было решено переселить всех новых подданных подальше от китайских границ. Цинское командование было готово напасть, их отряды подходили прямо к русским крепостям, требовали выдачи перебежчиков и бунтовщиков, иначе грозились войной. Они почти решались пройти мимо крепостей и начать резню уже безоружных, принявших подданство России джунгар: чтобы обезопасить себя от нападений и грабежа населения новоподданными джунгарами, им было приказано сдавать русским властям всё оружие, кроме ножей и топоров. Но так как была жесткая установка от правительств обоих империй: ситуацию до открытой войны ни в коем случае не доводить, то цинские военачальники удерживались от нападений. Сначала было решение переселять новоподданных к бурятам, в таком решении брали во внимание сходность культуры, религии и языка. Почему языка? Потому что предки алтайцев в 18 веке все хорошо владели ойратским диалектом монгольского языка (как в наше время владеют русским языком). После Чингис-хана и его империи все они более 500 лет жили в монгольских государствах, где государственным был монгольский язык. Все документы и переписки предков современных алтайцев велись на ойротском диалекте монгольского языка, на «тодо-ӱзӱк бичик». Есть свидетельства, что до первой половины 19-го века многие предки алтайцев хорошо знали, говорили и писали на монгольском языке. Поэтому у нас в современном алтайском языке по подсчетам лингвистов содержится около 30-40% монгольских и общих тюрко-монгольских слов, то есть совпадающих по своему звучанию и значению.

Но, так как территории проживания бурят граничили с Цинской империей, Российские власти от этой идеи отказались. Поэтому было принято решение переселить новоподданных на Волгу к калмыкам. Большинство джунгар, изнуренные войной, болезнями и голодом, не хотели никуда уходить. У многих не было ни пищи, ни нормальной одежды, истощенные войной люди понимали, что им трудный и далекий путь не осилить. Но выбора не было — власти не могли позволить продолжаться риску нарушения мира и вой-ны с Цинской империей. Поэтому собирали сколько могли людей, которых хоть как-то могли обеспечить продовольствием, одеждой, транспортом, и отправляли на Волгу. Большинство выделенных правительством средств, как обычно, были разворованы на местах, не хватало ни продуктов, ни теплых вещей. С первой партией «большим кошем» дошли около 800 семей (одна семья, кибитка в среднем 5 человек), многие по пути умирали от болезней, от ранее полученных ран и других бедствий. Было ещё несколько более мелких, чем большой кош, партий, переселенных на Волгу сородичей алтайцев. В периоды с 1757-1759 гг. к волжским калмыкам были переселены 2047 кибиток джунгар-сородичей современных алтайцев, которые являются сейчас частью калмыцкого народа. Об этом пишет в своей монографии «Горный Алтай в XVII – середине XIX в.: Проблемы политической истории и присоединения к России». Горно — Алтайск, 1991г. историк Г.П.Самаев:

«По подсчетам Коллегии иностранных дел, численность бывших подданных Джунгарии, принятых в подданство России, составляла к началу 1760 г. «14617 душ мужеска и женска пола… с малолетними, но из них будучи… на линиях и во время препровождения от оспы и других болезней многие померли». Согласно реестру, приложенному к посланию калмыцкого хана Дондук-Даши Елизавете I от 17 февраля 1761 г., прибыло к нему к этому времени 2047 кибиток бывших подданных Джунгарии». «Я всех владелцов, — сообщается в послании хана, — сколко которой своих улусов с собою сюда привел при оных и оставил, а протчих хонтайджиных собственных улусных людей… учинил моими подданными и приказал их разделить по улусам и их довольствовать и иметь над ними надзирание». (Г.Самаев стр. 135).

Многие давно забыли или вообще не знают, что все эти «14617 душ мужского и женского пола» или «2047 кибиток бывших подданных Джунгарии», принятых в подданство России и в основной массе отправленных на Волгу, являлись предками или сородичами предков современных алтайцев, большая часть из которых были переселены в 1757-1759 г. на Волгу к калмыкам и являются в наше время ойротами-калмыками. В этих списках не учитывается большой караван «трех Церенов» в количестве около 10 тысяч человек. Они, ещё не разбитые цинами, хорошо вооруженные, самостоятельно ушли на Волгу к калмыкам. В их рядах сородичей предков современных алтайцев так же было немало. На Алтае остались и стали со временем алтайцами только часть принявших подданство России джунгар — это предки современных алтайцев. Поэтому можно сказать, что большая часть «алтайцев», которые приняли подданство России в 1756-1758 годах, были переселены или сами переселились на Волгу к калмыкам и теперь являются частью калмыцкого народа.

Бухтарма, Нарын, Кӧк-Токой, Ак-Токой, Ак-Чечек, Кӧк-Чечек, Бурул-Токой и все другие земли Вершин Иртыша постоянно воспевались в молитвах и песнях предками алтайцев, теперь это территории Китая, Китайский Алтай. Эти огромные, обильные пастбищами и всеми необходимым для кочевников земли, многие столетия были территориями кочевок племен предков современных алтайцев. С Вершин Иртыша, после разгрома Джунгарии, на наш Алтай пришли такие большие рода современных алтайцев как: тодоши, найманы/майманы и другие. По обеим берегам Иртыша, на территориях современного Восточного Казахстана и на Юго-Западном Алтае, были основные кочевья алтайских урянхайцев — большого джунгарского отока в несколько тысяч кибиток. Их потомки, такие рода как Иркит, Сойоҥ и др., сейчас — значительная часть алтайского народа. Когда в 1756-1758 годах Джунгария была разбита, уцелевшая от войны части алтайских урянхайцев во главе с зайсанами Омбо, Кулчухай и другими присоединились к России: большая часть их были отправлена на Волгу к калмыкам — они теперь калмыки, часть осталась на Алтае — они теперь алтайцы. Часть алтайских урянхайцев во главе с зайсаном Чадаком, около 800-1000 семей, приняли Цинское подданство. Ойрот-джунгар Цинская империя многие годы старалась усиленно принимать в подданство, чтобы рассеивать их силы и натравливать одних против других. Это длилось до издания указа императора Цянь Луна в 1756 году «Об истреблении всех бунтовщиков ойрот». Те, кто вошли в империю Цин до этого указа и, главное, потом не восстали в 1755-1756 гг., не подверглись геноциду. Алтайские урянхайцы, принявшие подданство цинов или позже угнанные Чадаком, сейчас проживают в основном в Монголии, около 25 тысяч человек, есть они и в СУАР Китая.

Большой джунгарский оток теленгитов, 4-5 тысяч кибиток, в начале 18-го века, в 1703 или 1713 году из своих исконных земель (территории современной Новосибирской, Томской областей и Алтайского, Красноярского краев) были переселены Цеван Рабдан ханом в центр Джунгарии. Хан пошел на это, чтобы уменьшить напряженные отношения теленгитов, а в связи с этим и Джунгарского государства, с русскими пограничными властями. Во время войны 1755-1758 гг. цинские войска истребили большую часть теленгитского улуса на территориях современного северного СУАР Китай; остатки вышли к русским крепостям. Большая часть теленгитов были переселены на Волгу в 1757-1759 гг., в наше время они так же являются частью калмыцкого народа.

Про наличие алтайских ойрот-джунгар в среде Волжских калмык писали многие исследователи 19-го века. Например: Российский исследователь П.Небельсон в «Очерках быта калмыков Хошеутовского улуса» (СПб, 1852 г. писал:

..4. «Урянхус», по происхождению коренные Дзюнгарцы. Калмыки с понятием Урянхус соединяют понятие об отличном, выборном народе, и по преданиям знают, что в давнее время кочевания за Алтаем, когда прочие Дзюнгарцы платили албан скотом, Урянхусы занимались звероловством и платили подать звериными шкурами. Урянхусы разделяются на два отдела, на собственно Урянхусов и на Давлют. Общая их тамга есть прямой крест, «цагрык- тамга». Урянхусы замечательны тем, что в отечественную войну они преимущественно перед прочими Калмыками отличились храбростью в сражении под Лейпцигом. Их считается около полутора-сот кибиток». (Стр.18)

  1. «Теленгит» происходят от Дзюнгарцев: тамга их тунмыл в круге: число семейств их простирается до ста пятидесяти кибиток.» (Стр.18).

Урянхусы — урянхайцы или алтайские урянхайцы и теленгиты в среде Волжских калмык считались «чистыми дзюнгарцами». Племена Урянхайцев (Иркиты, Сойоны и т д) и Теленгитов  составляют немалую часть современного алтайского народа. Небельсон в 1850 г. изучил и описал только Хошеутовский улус: из 2000 кибиток улуса — 300 составляли джунгары — сородичи предков современных алтайцев: урянхайцы и теленгуты, пришедшие на Волгу в 1757-1759 гг., т.е. 15% улуса. Это только один — Хошеутовский улус, в других улусах волжских калмыков сородичей предков современных алтайцев было так же немало. Помимо урянхайцев и теленгитов, многие предки современных алтайцев входили в чоросский и хойтские объединения в Джунгарии, есть представители других больших племен ойротов.

В то время в среде волжских калмыков «отличиться храбростью» было очень трудно, почти невозможно. Калмыки столетиями бесконечно воевали, участвовали во всех без исключения военных кампаниях Российской империи. Война была их обычным, постоянным занятием, презрение к смерти, бесстрашие и храбрость были их естественным состояниями. Калмыки включены в пятерку самых воинственных народов мира.

По архивным материалам видно, что урянхайцы и теленгиты, как и все другие джунгарские отоки в 1956-1959 гг., потеряли почти 90% своих людей. Это были убитые, умершие от эпидемии, болезней и голода, угнанные в плен.

Часть джунгар, которых не смогли переселить из-за нехватки средств или самовольно ушедших от русских крепостей, остались на Алтае и стали со временем алтайцами. После вступления в подданство уйти было сложно, за новоподданными постоянно присматривали во избежание эксцессов на приграничных территориях, у них было отобрано всё оружие и взяты аманаты-заложники. Поэтому некоторые ойроты-джунгары, давая взятки пограничным властям, приписывали себя к двоеданцам —  тау-телеутам.: «Двоеданцы согласно указу решению Коллегии иностранных дел от 2 мая 1756 г. не подлежали переселению на Волгу». Подделав документы за взятку, кыпчакский зайсан Кутук со своим братом Мамытом с меньшей частью своих людей «путем причисления к двоеданцам»… «избежали отправки на Волгу, однако значительная часть его отока, в том числе их старший брат Чолон и многие родственники, были отправлены в Калмыцкое ханство. Оставшаяся часть отока зайсана Кутука была отпущена осенью 1756 г. в свои прежние кочевья». (Г.Самаев. стр 141). Так же за взятки тодошский зайсан Намкы Малаев и некоторые другие приписали себя к двоеданцам и остались на Алтае. Всех причислить к двоеданцам было невозможно, был строгий контроль, поэтому большинство их людей были переселены на Волгу. Когда чуть позже открылось, что полковник Дегаррига за взятки, некоторых джунгарских зайсан с частью их людей приписал к двоеданцам и оставил в пределах Алтайских гор, были большие разбирательства, в которых Дегаррига с большим трудом избежал тяжкого наказания.

Помимо теленгитских и урянхайских отоков, многие рода современных алтайцев входили в другие большие ойратские объединения: чоросов, тӧрбӧтов, торгутов, хойтов, баятов, хошутов. Но это уже отдельная тема.

Все земли Джунгарского ханства были территориями проживания и кочевок предков современных алтайцев-ойрат, с очень давних времен. Об этом остались свидетельства до и после эпохи Чингиз хана, про это говорится и во всех серьезных исторических трудах, которые дошли до нашего времени. Поэтому, когда мы рассматриваем географию своей истории и Родину наших предков только в пределах современной Республики Алтай, то чрезвычайно сужаем ареал обитания и историю наших предков. Так же, когда пытаемся исследовать и изучать историю наших предков только в пределах одного из многих отоков предков алтайцев — теленгитского или ищем «алтайцев» в истории до присоединения к России в 1756-1758 гг., то многое не можем понять, теряем нить причин и следствий. Для полноты картины нужно понимать, что до 1756-1758 годов, т.е. до присоединения к России, современная наша Родина — территории Республики Алтай были только частью нашей Большой Родины. А предки современного алтайского народа — неотъемлемой частью последней в истории человечества кочевой империи — Джунгарского ханства.

Арам Кыпчаков

 

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина