Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Уход ученого — начало пути в будущую историю народа

18.02.2022

Памяти д.ф.н., профессора Н.М. Киндиковой

С утра 8 февраля на телефон поступают поздравления с Днем российской науки, в этом году нет только поздравления от Нины Михайловны. Так как она относилась к категории людей-«жаворонков», просыпалась рано, поэтому ее поздравление было самым первым. Понятия научности, академичности были первыми ее мерилами качества той или иной работы, статьи. В День науки или научных конференций с приезжими гостями мы часто собирались у нее, по двум причинам, ее квартира, пусть маленькая, но была в центре, во-вторых, она никогда не отказывалась от наших встреч с коллегами. И всегда была радушна, гостеприимна, много смеялась и шутила.

Умом понимаешь, что Нина Михайловна ушла, ее уже нет, но осознание еще не пришло. Стараюсь, не проходить мимо дома, где она жила, чтобы не посмотреть на ее окно, горит ли свет, как она там. В последние месяцы, когда она болела, не было возможности посетить ее из-за боязни ненароком не занести этот злосчастный вирус.
Уважали, некоторые и побаивались за ее прямоту и умение честно в глаза сказать не очень приятные вещи с точки зрения профессионализма. Она умела заступаться за творческих людей, понимать их проблемы, брать на себя ответственность, откликаться на чужую беду. В ней сочетались хрупкость и интеллигентная утонченность, и в то же время огромная сила, когда вопрос касался прошлого и будущего своего народа.
Сегодня объять то, что она нам оставила как наследие, сложно, для этого требуется время и детальное изучение ее работ, статей. Поэтому мы постараемся изложить фрагментарно основные моменты ее исследовательской, научно-методической и общественной деятельности.
Наверное, в нашей научной среде непререкаемым авторитетом аналитика-литературоведа особо пользовались С. Суразаков, С. Каташев, и эту нишу достойно заняла Н. Киндикова. Будучи аспиранткой — одного из ведущих литературоведов Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН – Н.С. Надьярных, в алтайском литературоведении она выявила основы генезиса алтайской поэзии, рассмотрела традиции и обновление лирики на новом историческом этапе. Так начинался ее путь в науку, приход к которой был ознаменован концом 80-х, началом 90-х годов ХХ века. Изменения в обществе произвели и изменения в литературоведческих методах анализа произведений, особое внимание в кандидатской и докторских диссертациях Нина Михайловна отводила широкому историческому контексту, благодаря чему она пришла к новой периодизации истоков и самого развития алтайской литературы. Таким образом, исследователь неоднократно обращалась к творчеству алтайских поэтов с древнетюркскими мотивами, затем ею были обозначены более поздние этапы развития в общем процессе историко-культурного развития центрально-азиатских народов: древнеуйгурской, монгольской и ойротской.
Ее пытливый ум и поэтическое восприятие мира помогали ей проникать в атмосферу поэзии, находить созвучие с собственными душевными струнами очень многих поэтов, к тому же она считала обязанной сказать свое слово о наших поэтах. В сфере ее внимания были все наши поэты и писатели — М. Мундус-Эдоков, Г. Чорос-Гуркин, П. Чагат-Строев, П. Кучияк, Л. Кокышев, А. Адаров, Э. Палкин, Б. Укачин, Б. Бедюров, Д. Каинчин, П. Самык, Б. Суркашев, С. Сартакова, Г. Элемова, Б. Бурмалов, А.Самунов…
В одном из своих последних монографических исследований «Размышления о времени и личностях» она как бы заново читает литературное творчество многих писателей — Г.И. Чорос-Гуркина, М.В. Мундус-Эдокова, Д. Каинчина, Б. Суркашева, М. Кильчичакова – через их биографические факты, соответственно исторической действительности. И это удается Нине Михайловне, так как у нее был большой опыт изучения личных архивов А. Адарова, Ш. Шатинова и других писателей. Для читателя особенно интересны новые сведения и обнаруженные новые факты биографии П.А. Чагат-Строева, выясненные у 70-летней внучки писателя. Литературовед постоянно работала с живым материалом, встречалась с детьми, внуками и правнуками писателей, уточняла всю информацию, детали, иногда почти столетней давности. В связи с этим помнится, как она взволнованно рассказывала о своей встрече с правнучкой Мундуса-Эдокова, одной из таких последних статей стала статья об А. Сыркашеве. Во второй части размышлений автор посвятила раскрытию проблем современного образования и науки, вопросам преподавания родного языка и литературы, развитию этнической личности с дошкольного возраста до окончании средней общеобразовательной школы, темам подготовки школьных учебников для детского сада, начального и среднего звена. В целом в данном издании было много ценного и актуального именно для современного процесса регионального образования для национальных школ.
В связи с вышесказанным особо нужно сказать о том, как Нина Михайловна в 90-е годы, после окончания аспирантуры, становится руководителем филиала московского НИИ национальных школ. Тогда она с головой ушла в эту работу, так как новое время требовало новые пути методической подачи изучения родного языка и литературы. Она стала создателем программ, методик, учебных пособий, хрестоматий, одним из авторов Концепции национальных школ, а самое главное, она сумела воспитать целую плеяду методистов, сегодня они стали авторитетными специалистами в своей сфере. Она сама вместе с другими специалистами активно участвовала в создании в школах районов экспериментальных площадок углубленного изучения родного языка и литературы. Проведение семинаров, встречи учителей с авторами учебников позволяли коллективно обсуждать возникающие проблемы в образовании и расширять новые переиздания учебных комплектов. По этому поводу Нина Михайловна в одной из своих последних статей писала так: «В лихие 90-е годы ХХ века в функции московского филиала НИИ национальных школ входили не только подготовка учебно-методического пособия для дошкольников и школьников общеобразовательных национальных школ, но и исследование становления и развития этнической личности со дня рождения по окончания школы. Сегодня отсутствует эта структура. Данную функцию выполняют сотрудники ИПК и ППРО РА. Этого недостаточно, необходимо увеличить штаты кафедры методики алтайского языка и литературы по созданию школьных и дошкольных методических пособий».
Много лет трудясь за кафедрой местного университета, она сумела выстроить не только программу преподавания теории, методики алтайской литературы, взаимосвязей с национальными литературами, но и оснастить необходимыми курсами собственных лекций.
Умение выявлять проблемы общественного развития позволяло ей рассматривать их в комплексе, откликаться на резонансные темы. Если обратиться снова к ее статьям последних лет, то можно понять, какая боль за будущее народа ее беспокоила и заставляла браться за перо, писать статьи в газеты, обращения к руководителям республики, депутатам.
В прошедшем году она била тревогу по поводу предстоящей переписи и вопросов разъединения единого народа на малочисленные народы. Нина Михайловна писала по этому поводу так: «Однако отмечается ряд нерешенных, наболевших до сих пор вопросов. Это в первую очередь касается «ошибочного разделения» единой народности на самостоятельные народы. Точнее, с переписи 2002 года по ошибочной версии московских этнографов северные и южные алтайцы: тубалары, кумандинцы, челканцы – стали коренными малочисленными народами. Даже теленгиты Улаганского и Кош-Агачского районов стали самостоятельным этносом! Сегодня из-за каких-то льгот многие алтайцы примкнули к малочисленным субэтносам… Общее название народности – алтайцы. В этом смысле особо подчеркивается земля, на которой исторически проживает этнос. Если мы сегодня не будем думать о будущем одной народности, то будет уже поздно… Нынче предстоит большая работа по переписи народов России… Речь идёт о консолидации единой народности под названием алтайцы. К чему приведет очередная перепись народонаселения: к уменьшению численности населения или к потере языка родного языка – зависит от нас самих». Конечно же, часть общества не приемлет ее взгляды на наши ближайшие перспективы, как единого народа, но она, будучи аналитиком, ставила точный диагноз современного этнического раскола. Имея общую богатейшую историю, единый литературный язык, свои обетованные земли, дробиться по частям — это станет началом конца. Поэтому, когда читаешь многие призывы Нины Михайловны, то сейчас понимаешь, что она оставила их как завещания-назидания: «За все время существовал один литературный язык алтайцев, различающийся северным и южным диалектами, как в русском языке существуют окающие и акающие диалекты. …В международном документе Европейской Хартии языков меньшинств четко сказано: «Языки рабочих-мигрантов или диалекты государственных языков не могут считаться региональными языками или языками меньшинств». Напомним: алтайский язык признан государственным языком РА. Вдумаемся в эти золотые слова!»
Когда на уровне правительства Республики Алтай в марте прошлого года прошла региональная конференция по развитию государственного алтайского языка, Нина Михайловна была рада тому, что многие из вопросов, которые она поднимала неоднократно, прозвучали на этой конференции. В их числе: возвращение статуса национальных школ, потеря родного языка младшим поколением, содержание языковых программ национальных детских садов, проблемы формирования этнической личности с дошкольного возраста по окончании школы или вуза, подготовка научных кадров и методистов, так как она считала, что именно в языке сохранены кодовые понятия национальной ментальности. В заключении она предлагала: «В целом, придется всем, и не только алтаеведам, а, прежде всего, родителям, воспитателям терпеливо, день за днем выправлять эту временную ошибку, терпеливо заниматься индивидуально с каждым учеником, не владеющим родным языком, используя метод глубокого погружения в особенности алтайского языка».
Ушла от нас не только яркий ученый, но и защитник, борец до последнего дня за свой родной язык и культуру. Для нас, ее друзей, единомышленников она остается удивительным человеком. С ней нам посчастливилось встретиться в нашей судьбе, разделить общие беды и победы, читать стихи, петь песни, радоваться жизни…

Тамара САДАЛОВА,
доктор филологических наук

 

 

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина