Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Достойных надо помнить

26.03.2022

Человек и его история – две стороны одной медали. Человек создает историю, каждый раз открывая все новые и новые грани своих возможностей. Но в то же время именно историческое развитие определяет самого человека и саму его сущность.

Может ли человек в современном обществе обойтись без истории? Конечно же, нет. История – это память. А память движет каждым человеком, дает ориентиры, которые направляют нас и ведут к заданной цели. Историческая память – это фундамент человеческого существования. Это – прошлое, настоящее, будущее. Сохранение исторической памяти – обязанность каждого человека. Это даже не просто дань уважения или благодарность предыдущим поколениям, это то, что помогает человеку оставаться нравственным и, конечно же, человечным.
Книги, живопись, музыка, памятники архитектуры, памятники скульптуры, летописи – все это часть исторической памяти, которая обогащает внутренний мир человека, рассказывает о быте, обычаях и традициях наших предков. Читая исторические романы, стихотворения, посещая картинные галереи, человек учится видеть мир за рамками своего привычного существования, по-новому видеть и понимать себя, узнавая о людях прошлых эпох, поколений. Он обогащается духовно. Он познает новые грани мира, открывая для себя новые дороги и возможности. История в искусстве, творчестве – это проявление духовности, которая всегда отличала российский народ от других, потому что российский человек всегда наиболее сильно был привязан к дому, семье, Родине.
Человек, потерявший память, уже не личность. Потому роль исторической памяти в нашей жизни очень велика. Величие исторической памяти в том и состоит, что она является связующим звеном между прошлым и настоящим. Без знания прошлого нельзя должным образом сориентироваться в настоящем, невозможно понять, что надо делать в будущем.
Памятники истории и культуры являются одной из важнейших составных частей историко-культурного наследия. Памятники обладают не только чисто научной ценностью, они несут в себе и выполняют ряд социальных функций, поскольку сами по себе памятники представляют собой социальное явление.
Это огромная сокровищница знаний и ценностей, созданных и накопленных человечеством. По отношению к ним должен действовать принцип: сохранить все и передать последующим поколениям. Но именно сохранить, а не утратить и не уничтожить. А каждое поколение будет отбирать, из этой сокровищницы то, что ему необходимо, что созвучно потребностям современной эпохи.
Несмотря на это в современной России значение памятников истории как средства воспитания нравственности молодого поколения и чувства уважения к памяти и делам своих предков, без чего не может существовать никакое цивилизованное общество, оказалось во многом забыто. Снижается их роль, оказывающей существенное влияние на мораль, социальное состояние и экономику общества.
Роль исторических скульптур заключается в том, что увековечить благие дела и подать пример новым поколениям людей, чтобы они учились у предков.
Таким образом, исторические памятники служат вечным напоминанием о наших общечеловеческих ценностях: патриотизме, красоте, гуманизме, милосердии, героизме. Они представляют нашу страну на мировой арене и способствуют сохранению достоверности нашего прошлого. В этом огромная роль музеев.
Музей – храм истории. Музеи хотя бы раз в жизни посещал каждый. Они являются своеобразным хранилищем предметов, демонстрирующих события, обычаи, образ жизни, традиции и быт прошлого. По сути, это и есть бесценная историческая память.
В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры.
Об этом свидетельствует Указ Президента РФ Владимир Путина об объявлении 2022 года Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов.
Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество обращается к музею-хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.
В наше время музей стал непреходящим фактором духовной жизни, центром отбора, атрибуции, сохранения и экспонирования историко-культурного наследия, институтом формирования исторического сознания и нравственно-эстетической культуры. Современный музей занял особое место в изучении истории зарождения, становления и развития культуры, в распространении ретроспективной информации, в обогащении содержания и форм образовательной деятельности. Для миллионов людей – это неотъемлемый элемент свободного, духовно насыщенного времяпрепровождения, средство общения с раритетами прошлого и настоящего.
Главную миссию сохранения социальной памяти, преемственности поколений несут музеи. Особенно важным для общественности является прививание подрастающему поколению чувства любви к Родине, уважение к ее истории. Музей является одним из главных звеньев в патриотическом воспитании молодежи.
Почему я напоминаю читателям о значении исторической памяти и музеев в жизни человеческого общества? Потому что есть люди, которые прилагают большие усилья для создания целого пласта исторической работы в музеях. Мне повезло, что на моем жизненном пути встретились именно такого склада ума профессионалы, которые хорошо понимают этот важный вопрос. Создавая памятники и музеи, они работают на будущее, на воспитание молодого поколения. Это – мой учитель по созданию музея Иван Матвеевич Кочеев, который объездил нашу область в 60 — 70 гг. ХХ века, создал народные музеи Шебалинского и Улаганского районов. К этой работе привлекал большое количество учащихся. Многие из них стали патриотами своей малой Родины и трудились на ее благо.
Я считаю мудрым того руководителя, который работая для народа в настоящем, думает и делает для будущего. Уделяет внимание сохранению памяти достойных современников и созданию музеев. Анатолий Бакумович Соколов, когда работал главой Шебалинского района, возглавил работу создания музеев в районе. Он издал распоряжение о написании истории всех сел и на основе этого создавать музеи. В результате многие единомышленники написали историческую летопись сел. В пяти селах создали сельские музеи и краеведческий музей Шебалинского района. Под руководством А.Б. Соколова в центре села Шебалино вознесена галерея «Славы», где размещены портреты почетных, знаменитых людей района. Это ли не память! Когда видишь радостные лица родственников знатных людей нашего района, понимаешь насколько праведна такая работа.
Эта традиция в Шебалино продолжается и в настоящее время и руководит им главы района Эрчим Борисович Сарбашев. Так в 2021 году на родине Валерия Ивановича Чаптынова в селе Верх-Апшуяхта был открыт исторический музей имени В.И. Чаптынова. В создании этого музея огромную помощь оказало большое количество неравнодушных людей, мы очень благодарны им. Большое спасибо надо сказать главе Республики Алтай Олегу Хорохордину, главе Шебалинского района Эрчиму Сарбашеву. Особые слова благодарности Советнику главы Республики Алтай Александру Поликарповичу Манзырову. На первый взгляд, мне показалось, что А. Манзыров – это чиновник, который будет контролировать и требовать работу. Но я ошиблась. Этот музей таким не был бы, если бы не А. П. Манзыров. Сколько ему пришлось «обойти и объехать», чтобы добыть тот или иной экспонат, экспозицию, добиться того уровня результата стройки, каким выглядит сегодня музей. Я поняла, как он глубоко понимает и ценит личность В. И. Чаптынова, его роль в истории нашей республики, что хочет, чтобы достойная память о первом руководителе региона осталась потомкам.
Очень правильно, что мы устанавливаем памятники великим сыновьям народа. Ведь было время, когда Г. И. Чорос -Гуркина мало кто знал. Лишь спустя десятилетия возродили память о великом художнике. Памятник В. И. Чаптынову нужно было поставить в столице республики! Поставили! Он – историческая личность. «Он первый», так сказал на похоронах В. И. Чаптынова А. Г. Тулеев. «Он – первый Президент, первый Глава Республики Алтай. Первый – это первый».
Большинство его земляков поддержали эту инициативу и приняли активное участие. Я точно знаю, что в установлении памятника Валерию Ивановичу Чаптынову А.П. Манзыров сыграл ключевую роль. Можно подумать, что Александр Поликарпович спортсмен, чиновник, на что ему эти памятники? Нет, этот человек думает о будущем, о новом поколении. Не будет памятника, не будет музея, откуда будут «черпать» исторические знания новые люди через 20 — 30 лет? Уже сейчас учащиеся с 1- ого класса занимаются исследовательской работой…
Нам всегда нужно вовремя оценивать роль людей в цепочке исторических событий и создавать эпопею памяти тех, кто внес огромный исторический вклад в развитие нашей родины. Чтим прошлое, живем настоящим, стремимся в будущее! Как старейший краевед нашей республики, хочу сказать большое спасибо, таким руководителям, которые думают о будущем, о новом поколении.

Серафима Яжанкина, Заслуженный учитель школы РСФСР,
Почетный гражданин РА, директор МКУ «Краеведческий музей Шебалинского района»

ТОП

Положение Конкурса на Стипендию имени заслуженного журналиста Республики Алтай Галины Тюгай

УТВЕРЖДАЮ Приказом и.о. главного редактора АУ РА «Редакция газеты «Алтайдыҥ Чолмоны» от _____________     № Кудачина Э.В.   Положение Конкурса на Стипендию имени заслуженного журналиста Республики Алтай Галины ТЮГАЙ Объявлен Конкурс на Стипендию имени заслуженного журналиста Республики Алтай Галины Тюгай. Организатор: редакция республиканской газеты «Алтайдыҥ Чолмоны» (далее Редакция). К участию приглашаются обучающиеся 4-11 классов общеобразовательных школ Республики

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир