Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Эксперты Республики Алтай о новой национальной системе высшего образования

19.08.2022

В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.

«Наша генеральная линия — специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас», — сказал ректор.

Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.

Декан факультета Горно-Алтайского Государственного университета  Сурна САРБАШЕВА полностью солидарна с ректором МГУ.  По ее мнению, 4 года обучения в бакалавриате, 2 года в магистратуре и 3 года в аспирантуре — слишком долгий путь для будущих научных сотрудников. За это время, по словам кандидата филологических наук, теряется часть ценных кадров.

«Обучение продолжительностью 5 лет при получении двойного профиля одного направления подготовки вполне логичной, так как 4 лет вместе с практиками обычно недостаточно для выпуска специалиста, готового к трудовой деятельности», — подчеркнула Сурна Сарбашева.

Директор Горно-Алтайского педагогического колледжа Ольга ОБЛЕЦОВА считает, что у любой системы есть свои плюсы и минусы.

«Я основываюсь на своем многолетнем педагогическом опыте. На сегодня большее количество выпускников получают образование бакалавра, которое не имеет ограничений для работы по выбранной специальности. Учитывая, что срок обучения всего 4 года, это дает возможность быстрее приступить к работе и осваивать профессиональные навыки. Магистратура же — это личное дело выпускника. Если он желает получить больший объем научных знаний, расширить свой исследовательский потенциал, сменить направление ранее освоенной профессиональной деятельности, то он продолжает обучение в магистратуре. И это решение выпускник принимает либо сразу после окончания бакалавриата, либо спустя какое-то время. Диплом бакалавра не является препятствием для трудоустройства.

Как руководитель, я часто выступаю инициатором обучения своих педагогов в магистратуре. Это связано с высокой потребностью обновления педагогических знаний, расширения их компетенций в области инклюзивного образовании, информационно-коммуникационных технологий, языковой подготовки   и др. Для более быстрой системы совершенствования я рекомендую педагогам программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки.  Так что решение вопроса «Магистратура или бакалавриат?» зависит от выбранной профессиональной траектории и карьерного развития специалиста», — отмечает Ольга Облецова.

Анна ПЬЯНКОВА, член Общественной палаты Республики Алтай, digital-эксперт считает, что специалитет, так и остался престижным и актуальным для большинства российских выпускников.

«Даже во время активного включения в системную Болонского процесса отношение к специалитету в стране оставалось очень уважительным.

Неразрывность образовательного процесса в рамках одного цикла даёт возможность студентам погрузиться в атмосферу глубокого исследования материала, позволит подготовиться к аспирантуре.

Важно понимать, что изменения в образовательной среде назрели не только с изменением отношения к форме обучения, но и в целом современные технологии, скорость диктует принципиально новые подходы к получению образования и важно адаптировать к этому и академическую среду».

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина