Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Сюльдэ Амыр-Санаа нашли на Алтае

26.03.2018

На территории Республики Алтай обнаружен старинный артефакт – сюльдэ (боевого знамени 10-тысячной армии) последнего хана Ойратского ханства Амыр-Санаа.

По сообщению представителя буддийской организации Республики Алтай «Ак-Буркан» Солтоя Тугудина: «Священный сюльдэ последнего ойратского хана Амыр-Санаа больше чем два столетия хранился в горах Алтая вместе с другими родовыми святынями правителя. Согласно историческому преданию, накануне ухода в Россию, ойратский хан спрятал в родовых кочевьях свои семейные реликвии, и в том числе и «сюльдэ». Как говорится в легенде, Амыр-Санаа поклялся вернуться в год дракона, когда три сопки на священной горе алтайцев Ӱч-Сӱмер падут. О прибытии перерождения Амыр-Санаа на Алтай сообщит девушка из его рода «цаган туг» (белое знамя), у алтайцев этот род сохранился и сейчас носит название называется «чагандык».

Род последнего правителя Джунгарского ханства Амыр-Саны издревле назывался «Цаган тугин хойт» — «Хойты белого знамени». Название это закрепилось за родом Амыр-Саны после того, как его далекий предок, хойтский нойон Инэлчи женился на дочери Чингисхана Цэцэйкен. В качестве приданого Цэцэйкен привезла с собой украденное у отца белое знамя — «Цаган сулд». С тех пор это мирное знамя Чингисхана как величайшая святыня передавалась из поколения в поколение в правящем роду хойтов., получившем второе название «цаган тугин хойт». В настоящее время представители рода хойт проживают на Алтае, в Калмыкии, Тыве и Западной Монголии.

Сюльдэ представляет собой хорошо сохранившиеся навершие бунчука в виде копья. Общая длина сохранившейся части боевого знамени 35 сантимтров. Он выкован из железа, следы ковки видны невооруженным глазом. Лунный серп, соединяющий верхнюю часть с нижней, выкован из меди и прикреплен металлической клепкой к основанию. Элементы густо позолочены. Нижняя часть бунчука выкована из меди, к ней, вероятно, крепились конские хвосты, на момент обнаружения святыни, сильно истлевшие.
Аргументами в пользу того, что обнаруженный сюльдэ принадлежит Амыр-Санаа может послужить ряд фактов:

Сюльдэ был обнаружен на территории южной части Алтая, которая исторически входила во владения Амыр-Санаа и была непосредственно связана с его борьбой против маньчжурских войск. В этой местности до сих по сохранились руины каменной крепости Амыр-Санаа, именуемые алтайцами «Амыр-Санаанын шибеези» — «Крепость Амыр-Санаа».

На территории современной Республики Алтай родилась и жила любимая жена ойратского хана Делек Дорджи (алт. Телек-Торјы), которая родила ему нескольких сыновей. Одного из них звали Даба, он скрывался от маньчжурских войск в районе р. Бирюля. Мать же его, будучи беременной, была заточена врагами в пекинскую тюрьму, где родила ещё одного сына Амыр-Санаа. Он, как и мать, умер в тюрьме, всю свою 40-летнюю жизнь прожив в неволе.

Согласно военной традиции ойратов сюльдэ имеет право возить десятитысячник или хан-полководец. А позолоченный военный сюльдэ мог быть только у аристократа. В соответствии с историческими данными, на территории Горного Алтая, Тарбагатая и в бассейне реки Или крупные военные операции в 1757 году проводил только Амыр-Санаа и его войска были самым крупным военным соединением в тех местах, чья численность достигала 10.000 воинов.

На территории современной Республики Алтай за всю историю Ойратского ханства не было никаких личностей, которые бы могли возить с собой ханский бунчук кроме Амыр-Саны. Тем более, что факт его пребывания на Алтае задокументирован во многих исторических документах России, Китая и Казахстана.

Можно понять Амыр-Санаа в выборе спрятать сульдэ в горах Алтая, поскольку здесь прятался его сын Даба и здесь недалеко находилась граница России, у которой он просил военной помощи в борьбе против маньчжурской империи Цин.

Умер Амыр-Санаа осенью 1757 года в Тобольске от оспы, ожидая возвращения своего посла, которого отправил в Петербург с письмом к русской императрице Елизавете Петровне.
По словам ламы Арама (Кыпчаков Арам Васильевич), цинские правители, узнав о смерти прославленного полководца, последнего хана Джунгарии, потребовали отдать им его прах. Они опасались, что поднять новое восстание против манчжуров в разгромленной и разоренной стране может только Амыр-Санаа. Когда российская сторона отказалась это делать, правители Цинской империи потребовали доказательств его смерти. Опознание тела Амыр-Саны производилась дважды на территории нынешней Бурятии, в районе Селенги, где проходила в те времена официальная граница между Китаем и Россией.

Дело еще в том, что правители Цинской империи опасались перерождения Амыр-Саны. Согласно буддийскому учению о переселении душ, неукротимый дух прославленного воина мог возродиться в будущем. Чтобы этого не произошло, проводилась сложная церемония, связанная с осквернением тела умершего. Об этом свидетельствует история соратника Амыр-Санаа Шидр-вана.
Ближайший соратник Амыр-Саны, «полевой командир» Шидр-ван был казнён посредством удушения шёлковой тесьмой. Вскоре у китайского императора родился сын с красной полосой вокруг шеи. Духовенство признало, что Шидр-ван возродился. Младенца умертвили жестоким магическим способом, выщипав всю плоть маленькими кусочками через дырку в китайской монете-чохе. Спустя год императрица родила второго сына, чья кожа была пёстрой, покрытой оставшимися от прежней казни шрамами. Душа Шидр-вана упрямо вселялась в императорских отпрысков и требовала отмщения. Только усилиями придворных монахов-чародеев, применивших нечеловеческий метод укрощения духа повстанца, младенец был убит, и больше Шидр-ван не возрождался.

Приблизительное место захоронения тела Амыр-Саны вычислил ученый-этнограф из Бурятии Эдуард Демин, исследуя старые документы, поведал Арам-лама. Представители религиозной организации «Ак Буркан» Республики Алтай несколько лет тому назад побывали в этом месте.
В настоящее время сюльде Амыр-Саны изучают ученые-специалисты.

С. Кыдыева

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина