Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Ностройка изображения
Ностройка изображения

Настройки

Алтайдын Чолмоны

Свадебные обряды алтайцев в путевых записях В. В. Радлова

14.08.2020

Об алтайской свадьбе написано немало, исследователями были выдающиеся ученые А.В. Анохин, В.П. Дьяконова, Н.  И. Шатинова.
Сегодня вашему вниманию представляем обряды, описанные востоковедтюркологом, этнографом, археологом Василием  Радловым в его книге   «Из Сибири», материалом для которой послужил путевой дневник. На страницах дневника приведено не только описание путешествия, но и содержатся подробные
сведения по этнографии алтайцев.

Свадебные обычаи алтайцев таковы: как правило, юноша сам выбирает себе невесту и просит своего отца посвататься к ней. У бедных отец сам едет на лошади свататься, у богатых высылают обыкновенно в качестве сватов (куда) двух близких родственников. Прибыв к месту назначения, сваты сходят с лошадей в некотором отдалении от юрты и медленным шагом приближаются к ней. Войдя в юрту, они останавливаются у дверей, один стоя набивает свою трубку, другой выбивает огонь и поджигает кусок трута, который держит в руке, затем оба подходят к отцу невесты, становятся на левое колено, делают глубокий поклон, после чего первый сват говорит:

Пред порогом твоего дома

Преклоняю я свое колено,

Я пришел в твой дом

Порадоваться твоему богатству,

Я пришел к юрте,

Чтобы попросить хозяина:

Пусть навсегда нерушимо

Свяжет нас кумовство!

Как неразделимы щеки

Или кольчуга и ее воротник –

Пусть так свяжет нас родство!

Плотно, как слои бересты,

Близко, как тонкий двойной шов!

Потребую я рукоятку от ножа!

Попрошу ушко от котла!

Хоть давно была война,

Хоть разорила девять родов,

Теперь я хочу заключить мир,

Хочу основать родство,

Дай же нам ныне твой ответ!

 

Произнеся эти слова, первый сват подносит отцу трубку, а второй держит наготове трут, чтобы зажечь ее тотчас же, как отец протянет к ней руку: это считается знаком того, что он благосклонно принял сватовство. Обычно отец сразу же берет трубку, так как уже до официального сватовства тайно навел справки. Если же этого не произошло, он просит сватов повременить немного, так как ему нужно посоветоваться еще с матерью невесты и родственниками. Тогда эти члены семьи уходят в соседнюю юрту и держат совет. Затем отец возвращается в юрту, берет трубку, и в тот момент, когда он подносит ее ко рту, второй сват зажигает ее. Теперь начинается обсуждение калыма (деньги или скот, которые жених должен уплатить отцу невесты) и приданого (эндйи-кондйи). Когда денежные дела улажены, все садятся в кружок вокруг огня и начинается веселый пир. Отец невесты подает две первые чаши водки сватам. После этого сваты покидают юрты отца невесты и скачут к жениху, которому почти при том же церемониале сообщают об условиях отца невесты. После приема этих условий и здесь идет широкий пир. Назначается не только размер калыма, но и срок его выплаты.

С этого времени молодых людей рассматривают как обрученных. Жених (колту) может посещать невесту (сыргалјы), но имеет право оставаться в юрте лишь до вечера. Как только отцу невесты выплачен калым, играется свадьба. Отец жениха строит сыну новую юрту и передает ему часть своего имущества (эндийи).

В день свадьбы жених в сопровождении двух молодых людей отправляется к юрте невесты. Шагах в ста от юрты они останавливаются, сходят с коней и с пением свадебных песен шагают к юрте:

 

Что есть ценного в лесу?

Ценен прекрасный соболь.

Что есть ценного у народа?

Это девушка с шестью косами!

 

Что есть ценного в лесу?

Это соболь четвероногий.

Что есть ценного в народе?

Это девушка с четырьмя косами!

 

Ты, кто щиплет белую траву,

Белый конь, скажи мне: где ты?

Ты, чьи волосы на затылке желты,

Невеста милая, скажи мне, где ты?

 

Ты, кто щиплет синюю траву,

Синий конь, скажи мне: где ты?

Ты, чьи волосы на затылке черны,

Невеста милая, скажи мне, где ты?

 

Родители невесты выходят из юрты и встречают жениха у двери. Затем его очень торжественно вводят в юрту, угощают водкой и тесть передает ему невесту. И тогда молодая пара вместе со всеми родственниками отправляется к юрте жениха. Невеста едет на лошади, особым образом взнузданной для этой цели, меж двух спутников жениха. Каждый из них держит перед собой в седле маленькую березку с прикрепленным к ней пологом, натянутым перед невестой. Она не должна видеть во время всей поездки ни дороги, по которой едет, ни новой юрты, построенной для нее, до тех пор, пока не войдет в нее. Такой свадебный поезд сопровождается большим числом родственников, вплоть до самых дальних, и друзей. Юрта тестя тоже полна гостей и родственников. При отъезде родители благословляют невесту и дают ей наставление, как жить на чужбине. Войдя в юрту свекра, невеста кладет пред очагом земной поклон. Тогда свекор или какой-либо другой родственник со стороны жениха обращает к невесте такое благословение:

 

Да остановится на тебе взгляд бога!

Да коснутся тебя благословения стариков!

Да остановится взгляд высокого бога!

Да дойдут до тебя благословения

самых почетных людей!

Да будет твое жилье богато золою!

Да вырастет у тебя потомство

Многочисленней, чем стада овец и ягнят!

Да вырастет у тебя множество детей,

Многочисленней, чем выводок глухарей!

Пусть их будет больше, чем ивовых кустов,

Больше, чем всходов на поле!

Да сияет перед тобой всегда месяц,

Да светит всегда за тобой яркое солнце!

Пусть перед тобой по твоему подолу

идут дети,

А за тобой идут большие стада!

Да принесут твои трехгодовалые

кобылы жеребят!

Да достанет семени твоим

жеребцам-четырехгодкам!

Да будет платье твое всегда чистым!

Да не худеют табуны твоих лошадей!

Да будет спина твоя всегда здоровой!

Да будет долгой твоя жизнь!

Пусть вечно длятся дни твоей жизни!

Да сможешь ты взять там, где нечего брать!

Да сможешь ты держать там, где уже

ничего нельзя держать!

Да будет всегда быстрым твой разум!

Легко владей своим умом!

Пусть никогда не ссорится с тобой

толстощекий,

Никогда не угнетает тебя лицемер!

Да будет почва под тобой тверда как железо!

Будь как железо против наступающего

на тебя!

Да будет треножник твой всегда крепок,

как из камня,

Пусть золы у тебя будет целая куча!

Пусть всегда будет тепло в твоем жилье!

Пусть очаг твой всегда дает жар!

Пусть еда твоя будет сытной!

Пусть стекается к тебе много еды!

Пусть в доме будет много одежды,

И пусть красив будет дом,

в который ты вступаешь!

Да укрепит бог твою волю!

Да родишь ты наследника!

Да не заболит никогда твоя рука,

Да не будет никогда боли у тебя под мышкой.

Да будет твой сынок статным!

Чтоб пришлось тебе готовить много пиров!

Чтоб жила ты сотню, сотню лет!

Чтобы ездила на быстром скакуне!

 

После этих слов свекор подает молодым чашу водки. Когда угостят всех присутствующих, молодых торжественно отводят в их новую юрту. Перед ними опять несут белый полог, натянутый на стволы двух березок. Войдя в юрту, молодая кланяется очагу и тотчас же бросает в огонь кусочек мяса и брызжет в него несколькими каплями кумыса. Белый полог вешают перед ложем молодоженов, и тогда молодые занимают место хозяев новой юрты. Торжество завершается пиром, который продолжается у богатых алтайцев много дней. Так как юрты обычно не могут вместить всего множества гостей, в нескольких местах под открытым небом устанавливают большие котлы, и вокруг каждого костра толпится плотное кольцо гостей. Такой пир, очевидно, напоминает, особенно вечером, полевой лагерь.

В.В. Радлов. «Из Сибири».

(Продолжение следует)

 

ТОП

«Баатырларыс ойгонып калды…»

(Башталганы 1-кы номерде) «Алтын-Эргек» кай чӧрчӧкти сценада «Ээлӱ кайдыҥ» турчыларыла кайлап отурыс. Ол тушта мениле саҥ башка учурал болгон. Кандый да ӧйдӧ сӱнем чыга бергендий, бойымды ӱстинеҥ тӧмӧн ајыктап турум. Топшуур согуп турганымды кӧрӧдим. Ол ло ок ӧйдӧ коштойындагы, алдыгы, ӱстиги телекейлерге јӱрӱп, олордо не болуп турганын, ондогы јӱрӱмди база кӧрӱп турум. Ончо ло бойым

Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар

Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир

Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын

Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина